Классный час «За что я люблю эту жизнь!»
Автор: Ушакова Ольга Анатольевна, педагог — психолог, Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области «Донской техникум кулинарного искусства и бизнеса»
Основными целями классного часа являются:
— Способствовать формированию адаптивного отношения обучающихся к жизни, стрессовым и нестандартным ситуациям;
— способствовать формированию и определению смысложизненных ориентаций и осознания ценности жизни;
— осуществлять профилактику суицидов и суицидального поведения среди несовершеннолетних;
— стабилизировать и укреплять психологическое здоровье участников образовательного процесса;
— научить обучающихся воспринимать жизненные трудности, сопровождающиеся различными эмоциями и переживаниями, как временные события, которые можно преодолеть и разрешить;
— ориентировать обучающихся на позитивные стороны жизни, успех и здоровые отношения.
Целевая аудитория: обучающиеся 1 курса ГБОУ СПО РО ДонТКИиБ в возрасте от 15 до 17 лет (девушки и юноши). В группе должно быть не более 25 человек.
Время проведения — 50 минут.
Сценарий классного часа
Вводная часть.
Педагог: Добрый день, уважаемые ребята! Сегодня мы с вами поговорим о том, что является ценным для человека. Я думаю, что нет на планете человека, который не хотел бы быть счастливым и успешным.
1. Как вы думаете? Как же стать счастливым и что является ценным для человека? (Обучающимся предлагается ответить на вопрос. Педагог записывает ответы ребят под вопросами в колонках на доске ).
— Ребята, а что же мы вкладываем в само понятие жизнь? (обучающиеся отвечают на вопрос).
— Спасибо за ваши ответы, а сейчас я вам предлагаю раскрыть понятие жизни с помощью кроссворда. На доске вертикально написано слово жизнь, напротив каждой буквы вам необходимо добавить термины и значения, которые характеризуют жизнь во всех ее оттенках. ( Ребята называют значения, педагог дописывает напротив каждой буквы.
Например:
Ж — желания, жалость, жажда жизни;
И — интересы, иллюзии, интерпритации;
З — знания, здоровье, замыслы;
Н — надежда, наивность, ненависть, нужда, напоминание и т.д.
Из нашего кроссворда мы можем сделать вывод, что жизнь очень разнообразна и многогранна, она включает в себя и состоит из множества оттенков. Назовите, пожалуйста, светлые яркие оттенки жизни и темные. (Обучающиеся называют ситуации и их оттенки).(Во время ответов ребят на слайдах демонстрируются люди в различных жизненных ситуациях: веселые, грустные, удивленные и т.д.)
Вы назвали очень разные жизненные ситуации и их оттенки. Очень важно каждому из нас научиться превращать темные оттенки в светлые и определить пути и способы превращения темных оттенков в яркие, светлые ситуации и выделять те моменты, благодаря которым мы становимся интереснее, сильней, успешней.
Основная часть.
2. Мозговой штурм «Как преодолеть жизненные трудности»
Педагог: Я вам хочу зачитать одно очень волнующее для меня письмо. Его написал один парень вашего возраста по имени Костя:
«Мне кажется, что меня вообще никто не понимает, не любит. Я никому не нужен. Дома родители только и говорят „Ты должен“: должен хорошо учиться, помогать по дому, хорошо себя вести, вырасти хорошим человеком, а сами, чуть что: „Не лезь, ты ничего не понимаешь, это тебе еще рано“, а то кричат и ругаются.
Учиться я вообще ходить не хочу: учителя придираются, оценки ставят неправильно, мне неинтересно, я не понимаю, зачем нужны все эти литературы, математики, физики. Одногрупники вообще какие-то — поговорить не с кем. Есть у меня друг, но он теперь не друг, а предатель: я ему рассказал, что мне нравится одна девушка, а он рассказал всем, теперь все надо мной издеваются, и эта девченка тоже издевается. Я вообще не хочу жить, лучше умру. Тогда все они узнают, все они пожалеют, только будет уже поздно».
Я предлагаю вам, ребята, разбиться на 4 группы и обсудить, как помочь Косте в сложившейся ситуации, как поддержать его и помочь найти выход из сложившейся ситуации, как ему свою жизнь превратить в светлые оттенки, сделать интересней и почувствовать себя счастливым.
Пока будет звучать музыка, вы в течение 7-10 минут изложите на бумаге каждая команда свое обращение к Косте (можно с советами, рекомендациями, видением ситуации).
После этого одному или нескольким членам каждой команды предлагается зачитать и раскрыть способы преодоления жизненной ситуации Кости, поддержать его в нестандартной ситуации.
3. Упражнение «Дерево жизни»
Педагог: Ребята, мне очень понравилось, как вы рассуждали и определяли пути преодоления жизненных ситуаций вашего сверстника. Представляете, как будет интересно парню узнать о вашем видении ситуации.
Вы наверно заметили, что у нас в аудитории стоит интересное дерево, но оно пока безжизненно, без лепестков. Дерево оживет тогда, когда каждый из вас напишет на своем листочке, за что он любит эту жизнь, прикрепит его к ветвям дерева, озвучит свою ценность и загадает желание, которое непременно сбудется!
(Ребятам предлагается совершить упражнение)
Педагог: Сейчас у нас получилось пышное, нарядное, полное жизни дерево. Еще издавна люди предавали деревьям большое значение, повязывая на него ленточки, в надежде, что их желание непременно сбудется. Я вам желаю, чтобы ваши мечты непременно сбылись, но помните, что ваш успех и ваше счастье непременно находиться в ваших руках.
Заключительная часть.
4.Обсуждение результатов мероприятия. Рефлексия.
Ребята наше мероприятие подошло к концу. Я предлагаю вам ответить на несколько волнующих вопросов:
— Каким вы себе представляли мероприятие?
— Что вызвало у вас восхищение, грусть, взаимопонимание, раздражение?
— Что нового вы открыли для себя в окружающих людях, родителях, окружающей жизни благодаря мероприятию?
— Что полезного узнали на мероприятии?
— Что выполняли с особым удовольствием?
— От чего вы бы предостерегли своих детей?
А сейчас я хочу вам дать оценочный лист, на котором каждый в строке поставит оценку за наш классный час. (После мероприятия педагог подсчитывает количество пятерок, четверок, троек, двоек).
Список литературы:
1.Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях(предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Метод.рекомендации для специалистов системы образования. — М.: МГППУ, 2006г.
2.Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема// Новые ценности образования, Вып 3.М., 1995.С.18
3.Гриценко Г.Д., Часовская Л.А. Подрастающее поколение как группа риска в современном обществе.- Ставроплль, 2009. — 145с.
4.Клепиков В.Н. Понимание и непонимание в духовно-нравственной жизни человека.// «Воспитание школьников» ?9 2011г. стр 18-21
5.Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л., Смирнов С.Д. Подростки групп риска.- Спб,2009.- 256с.
6.Пособие для учителей. Разработка и реализация индивидуальных комплексных программ сопровождения детей «группы риска». В Рамках областной долгосрочной целевой программы «Профилактика правонарушений в Ростовской области на 2011-2013 годы». Ростов-на-Дону 2013г.
7.Соколова А.В. Навыки жизни .- М,2000г.
8.Тренинг развития жизненных целей. Под редакцией Е.Г.Трошихиной. — Спб.: Речь, 2001г.
9. Ульянова И.В. Внеурочные мероприятия в педагогической концепции «Формирование смысложизненных ориентаций учащихся.// «Воспитание школьников» ?1 2012г. стр. 16-25
10. Юдина А.И. Педагогическое сопровождение социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. автореф. дис.., док. пед. наук. Кемерово — 2006.- 37с.
Приложение 1.
Оценочный лист мероприятия «За что я люблю эту жизнь!»
Уважаемые обучающиеся!
Просим вас оценить данное мероприятие по перечисленным критериям при помощи следующих оценок:
«5» — полностью удовлетворен
«4» — удовлетворен частично
«3» — недостаточно удовлетворен
«2» — неудовлетворен
Критерии оценивания классного часа
Оценка
1.Мероприятие вызвало у меня неподдельный интерес
2.Мероприятие позволило мне выразить собственное мнение по вопросу ценности жизни и разрешения жизненных трудностей
3.Мероприятие является полезным и практичным как для меня, так и для моих сверстников
4.Мероприятие позволило мне приобрести для себя важные знания и умения по волнующей меня теме
5.Мероприятие дало мне возможность узнать жизненную позицию и мнение своих одногрупников