Психологическая помощь при разрешении конфликтов учитель-родитель-ученик

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижнежуравская основная общеобразовательная школа»

Константиновского района Ростовской области

 

 

 

 

Психологическая помощь

при разрешении конфликтов

учитель-родитель-ученик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация подготовлена

педагогом-психологом

МБОУ «Нижнежуравская ООШ»

Рябышенковой Н.Д.

 

 

 

2015г

 

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

 

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

Составляющие конфликта: предконфликтная ситуация, инцидент, конфликт, выход из конфликта.

1. Предконфликтная ситуация может длиться несколько секунд, часов, дней а может и много лет, когда человек просто очень долго терпит и страдает.

2. Человек или ситуация постепенно доводят нас до высшей точки раздражения и в конце концов возникает инцидент или последняя капля и мы «взрываемся».

3. После этого развивается непосредственно сам конфликт. Выглядит конфликт по-разному: демонстративное молчание или спор, крик, скандал, драка, война и т.д.

4. Но, так или иначе, всё в нашей жизни кончается. Закончится и сам конфликт. Выхода из конфликта может быть два: конструктивный или деструктивный. Иногда люди прибегают даже к физическому уничтожению противника.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались, удовлетворены его результатом.

Взгляды на необходимость конфликтов, которые якобы приводят и оздоровлению отношений, стали распространяться в последнее десятилетие. К числу позитивных последствий конфликтов относят, например, 1) разрядку напряженности между конфликтующими сторонами; 2) получение новой информации об оппоненте; 3) сплочение коллектива в борьбе с внешним врагом; 4) стимулирование к изменениям и развитию; 5) снятие синдрома покорности у подчиненных; 6) диагностику возможностей оппонентов.

Однако принимать на веру полезность подобных результатов и использовать их в практике работы с детьми многие психологи бы не советовали. Надо понять, какой ценой достаются эти «постконфликтные блага», стоят ли затраченных сил эти «разрядки», «сплочения» и «диагностики»? Любые конфликты травмируют и могут иметь драматичные последствия. Известно, что в ходе конфликта происходит снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата, возникает представление о «хороших» и «плохих», «своих» и «чужих», о побежденных и победителях, как о врагах. После завершения конфликта уменьшается степень сотрудничества, сложно восстанавливаются доверительные отношения, взаимное уважение. Педагогу и ребенку все это нужно, как говорится, здесь и теперь, на этом уроке, а «шлейф конфликта» тянется довольно долго или не исчезает вовсе.

 

 

 

 

 

Разнообразие школьных конфликтов.

Причины возникновения и способы решения

 

По классификации А.Я. Анцупова, выделяются несколько основных групп конфликтов в образовательном учреждении: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-родители, ученик-администратор, учитель-учитель, учитель-родители, учитель-администратор, родители-родители, родители-администратор, администратор-администратор. Возникновение конфликтов в школе снижает качество образования, они могут надолго нарушить систему взаимоотношений между учителем и учениками, между учителями, между учителями и родителями. Конфликты вызывают глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей деятельностью.

 

Конфликт «Ученик — ученик»

 

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни.

Причины конфликтов между учениками

v борьба за авторитет

v соперничество

v обман, сплетни

v оскорбления

v обиды

v враждебность к любимым ученикам учителя

v личная неприязнь к человеку

v симпатия без взаимности

v борьба за девочку (мальчика)

 

Способы решения конфликтов между учениками

 

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны психолога все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог взрослого с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности.

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае психолог может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

 

Конфликт «Учитель — родитель ученика», «Учитель — ученик»

 

Отношения между педагогами, родителями и учениками сегодня иногда напоминают битву трех сторон. Не случайно школьные конфликты все чаще приводят в суд, причем дело дошло до того, что ученики кончают жизнь самоубийством из-за ошибок педагогов или, наоборот, избивают или убивают своих учителей. И не случайно для разрешения конфликтов во многих школах стали привлекаться школьные психологи, начали создаваться школьные психологические службы. Эти службы помогают педагогам, родителям и ученикам найти конструктивные выходы из сложных конфликтных ситуаций, дают знания и навыки по мерам профилактики конфликтных ситуаций, помогают снизить уровень агрессивности в школьной среде, обучают навыкам конструктивного взаимодействия всех участников учебно-образовательного процесса.

Причин среди по­тенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие:

— ситуации (или конфликты) деятельности, возникаю­щие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

— ситуации (конфликты) поведения, поступков, возника­ющие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы;

— ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогиче­ской деятельности.

 

 

У мальчиков чаще возникают конфликты из-за поведения в школе, пропусков занятий и опозданий, а также из-за курения. Девочки опередили своих сверстников только в одном случае — «Мой внешний вид: прическа, одежда». Не исключено, что это более «женский», чем «мужской» повод для разногласий, хотя внешний вид многих мальчиков также вызывает вполне обоснованный протест со стороны старших людей.

Анализ конфликтных ситуаций, проведенный профессором Т.Н.Мальковской в 1988г., показал, что в их основе, как правило, лежит неудовлетворительное выполнение подростками их главной социальной функции, то есть несоответствие уровня успеваемости ролевым ожиданиям окружающих (учителей, родителей) и нарушение правил поведения, предъявляемых к ним как к учащимся [1

Низкая успеваемость сопровождается плохим поведением, как объясняет Т.Н.Мальковская, потому что слабоуспевающие ученики часто пытаются утвердить себя в среде товарищей противодействием учителю, грубостью, демонстративным пренебрежением к соблюдению школьной дисциплины [1].

Исследования Т.Н.Мальковской, показывают, что учащиеся часто даже не могут припомнить причину конфликта, но прекрасно помнят интонацию, выражение лица и другие способы выражения учителем своего недовольства. Именно это вызывает обиду и внутреннее несогласие с критикой [1].

Поведение учащихся, обусловленное особенностями их личности, как причина школьных конфликтов. Академик И.С.Кон усматривает главное препятствие на пути к взаимопониманию учителей и учащихся в абсолютизации ролевых отношений. «Учитель, озабоченный, прежде всего, учебной успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности учащегося». Идеальный ученик в его понимании тот, кто более всего соответствует социальной роли ученика — дисциплинированный, активный, любознательный, трудолюбивый, исполнительный [3].

Видимо, одна из главных причин непонимания и возникновения конфликтных отношений между учителями и учащимися заключается в том, что отношение ученика к учителю гораздо более личностное, эмоциональное, между тем как у учителей преобладает «деятельностный» подход к ученикам (оценка по результатам деятельности), то есть функциональное отношение.

 

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

 

v Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.

v Второй момент — анализ ситуации без превратности.

v Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

v Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.

v Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

 

Рекомендации учителю по профилактике конфликтов.

Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учитесь защищать свои законные интересы без конфликтов.

Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Таким способом вы и своих целей не добьётесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите.

Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:

— оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто конфликтует;

— ухудшает качество мышления;

— по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнёра по общению.

Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать учеников.

Перевоспитание и воспитание — процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.

Оценивая результаты учебы и поведения школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучениии воспитании учащихся позволяет повысить эффективность работы учителя, способствует профилактике конфликтов между педагогом и школьниками.

Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации, родителей.

Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но большую общественную ценность.

По своему социально — психологическому статусу вы всегда выше любого ученика.

Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе.

 

Роль медиатора в разрешении педагогических конфликтов

\

Ситуации, с которыми сталкивается медиатор, сложны и разнообразны.

В конфликте не бывает победителей или побежденных. Для школьных конфликтов трудно выработать единую стратегию их урегулирования, так как в каждой ситуации значительную роль играет человеческий фактор. Гибкий подход медиации позволяет создать индивидуальную модель, идеально подходящую в каждом конкретном конфликтном случае.

Медиаторам требуется хорошее воображение и творческий подход, а для этого он может использовать множество ролей:

— оценщик конфликтов — в этой роли медиатор должен обдуманно и тщательно изучить все измерения спора с точек зрения обеих спорящих сторон;

— активный слушатель — в этой роли медиатор должен слушать активно, с тем, чтобы усвоить как содержательную, так и эмоциональную составляющую;

— беспристрастный организатор процесса — помощь в установлении основных правил, задание тона процесса, помощь сторонам в достижении соглашений, поддержание корректных отношений между сторонами, удерживание сторон в рамках процесса, обеспечение и поддержание психологической удовлетворенности каждой из сторон;

— генератор альтернативных предложений — в этой роли медиатор может помочь спорщикам найти иные решения, которые, в конечном итоге, могут послужить спасению репутации одной из сторон;

— расширитель ресурсов — в этой роли медиатор снабжает участников спора необходимой информацией или помогает им разыскать эту информацию;

— испытатель реалистичности и выполнимости предложений, аргументированности каждой позиции, отстаиваемой стороной в ходе спора;

— помощник в выработке сторонами окончательной договоренности. В этой роли медиатор должен удостовериться, что спорщики точно и ясно понимают все условия соглашения об урегулировании;

— обучающий процессу партнерских переговоров. В этой роли медиатору надо учить стороны думать, действовать и вести переговоры с установкой на сотрудничество.

При разрешении конфликтов между учителем и учащимся помимо анализа причин, приведших к создавшейся ситуации, целей, вероятных исходов конкретного межличностного столкновения, медиатор должен учитывать возрастные особенности школьников.

Медиатор не решает, как нужно поступить сторонам: по ходу медиации часто у медиаторов возникает желание посоветовать сторонам или указать на правильное решение — это абсолютно не допустимо. Медиатор должен только помочь сторонам самим найти решение, они должны нести ответственность за принятое решение и не должны иметь повода кого-то винить в случае неудачного решения.

Медиатор не рассказывает другим, что говорилось на медиации: строгость при хранении конфиденциальности. Только если выявляется информация о каком-то преступлении или угрозе, медиатор должен немедленно сообщить учителю или администрации школы.

Медиатор отвечает за проведение процедуры. Основное правило медиации — добровольность участия, отсутствие насилие или принуждение к участию в медиации.

 

Способы урегулирования конфликтов

При разрешении и урегулировании конфликтов можно использовать следующие методы и приемы:

1. Опорная схема для проведения ана­лиза конфликтной ситуации.

— описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, место возникновения, деятельность уча­стников и т. д.);

— что предшествовало возникновению ситуации;

— какие возрастные и индивидуальные особенности уча­стников проявились в их поведении, ситуации, по­ступке;

— ситуация глазами ученика и учителя;

— личностная позиция учителя в возникшей ситуации (отношение его к ученику), реальные цели учителя во взаимодействии с учеником (чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или же он безразличен к учени­ку);

— что нового узнал учитель об учениках из ситуации, по­ступка (познавательная ценность ситуации для учите­ля);

— основные причины возникшей ситуации или конф­ликта и его содержание (конфликт деятельности, пове­дения или отношений);

— варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения ученика;

— выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации по­ставленных целей в настоящее время и на перспективу.

2. Правила успешного общения в конфликте

  1. Говорите только по просьбе или сигналу ведущего (медиатора).
  2. Относитесь к другому человеку с уважением и доверием.
  3. Обращаясь, называйте оппонента так, как он этого пожелает перед началом вашей встречи, избегая местоимений «он», «она».
  4. Не перебивайте ни оппонента, ни медиатора. Проявляйте терпение и выдержку.
  5. Знайте, что у вас всегда будет возможность и время сказать все, что вы считаете нужным.
  6. Внимательно выслушивайте своего оппонента и старайтесь увидеть в его словах и позиции положительные моменты.
  7. Проявляйте добрую волю, настойчивость и старайтесь вести обсуждение, а не уходить от него, замыкаясь в себе.
  8. Стремитесь в какой-то степени стать на точку зрения другого человека, увидеть происходящее его глазами.
  9. Помните, что медиатор не должен предлагать вариантов решения конфликта, он — только организатор и помощник во взаимодействии двух сторон.
  10. Соблюдайте условия конфиденциальности, т.е. полного неразглашения содержания встреч. Но когда работа будет завершена, вы можете сообщить интересующимся основной результат разрешения конфликта.

 

3. Терапия общения.

Наибольшие проблемы в общении возникают с учащимися десяти-тринадцати лет. Послушный дисциплинированный ученик начальных классов вдруг превращается в неуправляемого, бунтующего, всегда готового на резкость и грубость подростка.

Как «погасить» возбужденного ученика? Как успокоить и сбалансировать его психику? Как снять нарождающийся конфликт во взаимоотношениях с ним? Известно, что, кроме потребности самоутвердиться, у подростков актуализируется потребность в общении. Они много говорят друг с другом, причем предметом их коммуникаций зачастую выступает их собственное «Я»: как я отношусь к тому или иному человеку, какой я — сильный или слабый, как я выгляжу и т.п. Происходит рождение личности подростка, возникновение его индивидуальности. Он еще и сам не знает: какой он человек? Не нужно обвинять его в эгоизме! Помогите ему успешно пройти сложный путь личного самоопределения, и вы увидите, как назревающий между вами конфликт сменится сердечной дружбой и взаимопониманием. Заведите правило регулярно разговаривать с трудным подростком. Предметом разговора выбирайте темы, интересные для подростка, его переживания, чувства, характер, привычки, желания, потребности. Говорите спокойно, мягко, ровным, умиротворяющим голосом. Не читайте морали, не «учите жизни», общайтесь на равных. Звук вашего голоса, ваше доброжелательное и открытое лицо выступят эффективными психотерапевтическими средствами. Поведение подростка изменится: он станет спокойнее, сдержаннее, уравновешеннее. И, как следствие этого, все реже будет нарушать дисциплину, начнет лучше учиться.

4. Остановите монолог, организуйте диалог.

Многие конфликты между учителями и учащимися начинаются из-за отсутствия у последних условий для участия в равноправном диалоге. Энергия и активность подростков, которая могла быть задействована во взаимодействиях с учителем, становится невостребованной и в какие-то моменты прорывается наружу. «Вулкан» бушующих чувств, мыслей и эмоций неожиданно начинает действовать: ученик вступает в пререкания на уроке, показывает упрямство, непослушание. Он хочет быть субъектом общения, но поскольку условий для этого не создано, он грубит, отказывается подчиниться, нарушает дисциплину.

Как организовать культурный диалог? Чтобы между вами и учащимися возникло диалоговое взаимодействие, выполняйте следующие условия:

1) Если вы задаете вопрос, то подождите, когда собеседник ответит на него.

2) Если вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте ученика в том, чтобы он высказал свое отношение к ней.

3) Если вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряйте поиск таковых самими учениками.

4) Делайте паузы во время беседы. Не разрешайте себе захватывать все «коммуникативное пространство».

5) Чаще смотрите в лицо школьнику, своему собеседнику.

6) Чаще повторяйте фразы: «Как ты сам думаешь?», «Мне интересно твое мнение», «Почему ты молчишь?», «Ты не согласен со мной? Почему?»

7) Постарайтесь называть ученика по имени даже тогда, когда вы сердиты на него. В школе к ним чаще обращаются по фа­милии. Сверстники в этом возрасте предпочитают называть друг друга кличками. Услышав свое имя, ученик «автоматически» настраивается на доверительное общение с че­ловеком.

5. Невербальные средства общения и умение слушать.

В об­щении учителя с учениками большое значение имеет не то­лько содержание речи, но и мимика, тон, интонации речи, и если, как утверждают специалисты, интонация при обще­нии взрослых может нести до 40% информации, то при об­щении с ребенком воздействие интонации увеличивается. Ребенок удивительно точно узнает по интонации отноше­ние к нему взрослых, он обладает «эмоциональным слу­хом», расшифровывает не только содержание, смысл ска­занных слов, но и отношение к нему взрослых.

При восприятии слов он сначала реагирует на интона­цию ответным действием и лишь потом усваивает смысл сказанного. Крик и монотонная речь учи­теля лишаются воздействующей силы потому, что сенсор­ные входы ученика либо забиты (криком), либо он вообще не улавливает эмоционального сопровождения, и это по­рождает безразличие, как бы четко и правильно ни произ­носились слова и фразы. Такая речь не вызывает пережи­ваний у ученика, и учитель теряет действительно надеж­ный «мост» к сознанию ученика через его переживания.

Учителю также надо уметь слушать ученика и услы­шать его. Результативность речи учителя во многом зави­сит от его умения слушать, «настроиться на волну» учени­ка. Это не так легко сделать по ряду причин: во-первых, трудно ждать от ученика плавной и связной речи, в силу чего взрослые часто прерывают его, чем еще больше за­трудняют высказывание («Ладно, все понятно, иди!»), хотя он так и не сказал главного для него. Во-вторых, учи­телям часто некогда выслушать ученика, когда у него есть потребность поговорить, а когда учителю надо что-то уз­нать, ученик уже потерял интерес к разговору, да и, кроме того, ему неинтересно говорить с тем, кто его не слышит.

6. Не упрекайте ребенка его близкими!

Никогда не следует упрекать ученика, особенно подростка, за неблагополучие в семье, за поведение родителей, братьев, сестер—этого ученики не прощают учителям! Учитель делает грубейшую ошибку, теряет в глазах ученика статус и учителя, и взрос­лого. Это недопустимо в той же степени, в какой учите­лю недопустимо нецензурно выражаться. Каждый имеет святое чувство к родителям, какие бы они ни были.

7. «Возврат эмоций».

Важным средством предупреждения и успешного разрешения конфликтов может быть прием «возврат эмоций».

Осознание своей профессиональной позиции, позна­ние мотивов поступка ученика помогают учителю выйти из плена собственных эмоций и откликнуться на переживания ребенка.

Учитель сопереживает по поводу неудач учеников, радуется успехам, огорчается за сры­вы в поведении и работе, великодушно прощает — все это не снижает авторитет учителя в глазах учеников, а эмоцио­нально сближает их позиции, порождает сопереживание и взаимопонимание, помогает избавиться от стереотипов в отношениях с учениками.

8. Наказание.

При разрешении конфликтов учителя счи­тают наказание одним из основных средств воздействия. Они полагают, что этим будет достигнуто неповторение поступка, что это устрашит ученика. Но что можно построить на страхе? Весь вопрос в том, какой след переживаний остает­ся в душе ребенка после его наказания: раскаяние, злоба, стыд, страх, обида, вина, агрессия?

А. С. Макаренко писал: Наказание должно разрешить и уничтожить отдель­ный конфликт и не создавать новых конфликтов. Уже через час после наложения взыскания нужно быть с воспитан­ником в нормальных отношениях«.

 

Для предотвращения проявлений агрессии и конфликтных ситуаций в школе психологи рекомендуют следующие упражнения.

1. «Коробочка с предложениями». Необходимо дать возможность учащимся высказать свои предложения о том, как правильно вести себя. Некоторые идеи можно записать на доске. Список правил следует переписать на листок и вклеить в дневник. Поставьте «Коробку с предложениями» на видное место в классе и объявите, что любое предложение будет учтено. Положите рядом стопочку бумажек, чтобы все могли написать свои предложения и бросить в коробку.

2. «Тетрадь достижений». Цель — фиксация внимания на позитивных достижениях. Пусть каждый ученик заведет тетрадь, в которой будет регулярно отмечать свои достижения в течение года. При этом детям надо объяснить, что необязательно отмечать только самые большие «подвиги», важно фиксировать и небольшие успехи в любой деятельности. Следует начать заполнение тетради со своих прошлых достижений, а затем примерно раз в неделю добавлять новые. Время от времени учитель просит детей заглядывать в тетрадь, чтобы поразмыслить над такими вопросами: что мне помогло в достижении этого успеха? Кто мне помог? В каких областях мои способности более развиты? Желательно раскрасить обложку этой тетради яркими цветами и большими цветными буквами написать название.

3. «Волшебная подушка». Цель — развивать у детей способности мечтать и ставить свои цели. Надо дать детям почувствовать, что их желания выслушиваются окружающими. Для этого нужна небольшая подушка, чтобы усадить на него одного ученика. Учитель усаживает детей в круг и говорит примерно такие слова: «У меня есть волшебная подушка, и каждый, кто на нее сядет, сможет рассказать нам о своем желании». Рассказчик сам по своему усмотрению отдает подушку следующему. Учитель должен проследить, чтобы очередь дошла до всех. Возможные вопросы: слушали ли тебя остальные ребята? Почему ты так считаешь? Пока ты слушал других, не появились ли у тебя более важные желания? Есть ли у тебя желания, которые могли бы исполнить учитель или одноклассники?

4. «Проигрывание ситуаций». Цель — развитие сплоченности группы, умения разрешать конфликтные ситуации. Обсудите с детьми реально возникший конфликт или расскажите сами о какой- то ссоре и предложите им дать рекомендации, как «погасить» этот конфликт. Предложите игру «Ты поссорился. С другом и хочешь помириться». В ходе этой ролевой игры можно использовать следующие приемы: создание соответствующей обстановки (какие-то декорации, костюмы и др.); обмен ролями (дети во время игры могут меняться ролями, что дает возможность прочувствовать другую точку зрения); прием зеркала (дети как можно точнее стараются изобразить позу, мимику и типичные выражения изображаемого персонажа).

5. «Сказка по кругу». Цель — развитие умения спокойно выслушивать собеседника. Ученики выбирают основную тему для сказки и потом, сидя в кругу по очереди сочиняют историю. Каждый говорит по две-три фразы и передает эстафету другому. В конце следует провести обсуждение. Понравилась ли сказка? Что вы чувствовали, говоря по кругу? Хотелось ли вам поправить другого «соавтора»? Как это сделать? Если дети затрудняются в выборе сюжета для рассказа, можно предложить им набор открыток или картинок.

Все эти упражнения не сложны для реализации, не требуют больших финансовых затрат и просты в проведении. Их использование будет способствовать снижению агрессивных проявлений в школьном коллективе.