Рекомендации психолога

Секреты общения с ребёнком-подростком

Родители начинают сталкиваться с проблемами своих любимых чад уже с момента их рождения. И если в первые месяцы жизни главным является забота о телесном здоровье, то уже вскоре возникает значительное количество психологических проблем. Вот только небольшая часть из них — различные детские страхи (страх темноты, страх привидений, страх умереть); отношения с членами семьи (родителями, братьями-сестрами) и другими взрослыми; отношения со сверстниками, агрессивное или слишком подчиняемое поведение; проблемы развития и подготовки к школе, адаптация к школьным требованиям, к сверстникам, учителю; подростковый возраст (любовь, агрессия, наркотики).

Этот подростковый возраст
В подростковый период происходят значительные физиологические и психологические изменения, связанные с взрослением.
Ряд исследователей сравнивает подростковый возраст по скорости биологических изменений с периодом внутриутробного развития и с двумя первыми годами жизни.

Для подростка в это время характерно:
— частая смена настроения;
— депрессия;
— неусидчивость и плохая концентрация внимания;
— раздражительность;
— импульсивность;
— тревога;
— агрессия и проблемное поведение.

Выделяют два варианта протекания подросткового кризиса:

— Кризис независимости, который характеризуется упрямством, своеволием, отрицанием ценностей взрослых, игнорированием их требований. В крайних случаях формируется нарушенное, асоциальное поведение.
— Второй вариант, кризис зависимости, противоположен первому и отличается чрезмерным послушанием, зависимостью от старших или более сильных, приостановкой развития на старых, детских формах поведения. В крайних случаях происходит задержка развития и формирование инфантильно — зависимой личности, «вечного ребенка».
Несчастная любовь и связанные с ней переживания приходятся как раз на этот сложный возраст. Возникают проблемы отношения со сверстниками и конечно с противоположным полом. Порой необходимость принимать решение о возможности близких отношений, в ответ на настойчивые требования партнера. Как тут быть? У кого попросить совет?
Дурные компании особенно опасны для подростка с подчиняемым характером (ведомым), когда им могут манипулировать другие, более сильные и искушенные.
Психоактивные вещества (алкоголь и наркотики) в этот бурный период кризиса могут быть использованы, как один из способов приспособления к окружающему миру, снимая повышенную тревожность и неудовлетворенность подростка, являясь, однако, по сути дезадаптивными средствами. Наиболее часто это возможно в крайних вариантах пубертатного криза, как при кризисе независимости, так и при кризисе зависимости.
В жизни обычно отмечается одновременное присутствие стремления к зависимости и независимости. Подросток одновременно добивается от взрослых равных прав, требует расширения рамок дозволенного, отстаивает свои взгляды и одновременно в этот период продолжает нуждаться в поддержке и защите взрослых, ожидая, часто неосознанно, что взрослые оградят его от слишком рискованных шагов. В сложных жизненных ситуациях подростки нуждаются в помощи и защите взрослых не меньше, чем дети трехлетнего возраста.

Подростковый возраст наиболее противоречивый и конфликтный. Порой родители оказываются в растерянности: наказания уже не действуют, а других способов разрешения конфликта «отцы и дети» не знают«.

Конфликт взрослых и детей, описанный еще Тургеневым в известном романе, связан с юношеским максимализмом и критическим отношением к собственным родителям, с выпячиванием и застреванием на их недостатках. С другой стороны, многим родителям сложно понимать своего взрослеющего ребенка, они продолжают разговаривать с ним «находясь на девятом этаже, будучи не в состоянии спуститься на первый», к своему опыту переживаний подросткового возраста. Как ни странно, но подростки более объективно оценивают своих родителей, чем те — своих детей. В тоже время потребность у подростков в интимном общении с родителями велика, но в силу неверия подростков в понимание родителей часто остается неудовлетворенной.

Пошаговая система поведения в конфликте (подсказка для родителей)

1. Коротко, в одном предложении, ясно и спокойным тоном сформулируйте то, что Вы хотите сказать ребенку. Обсуждайте ситуацию, не унижая достоинства ребенка.

— Сегодня звонили из школы и мне сказали, что ты не был там уже неделю.

— Мне сообщили знакомые, что видели вчера тебя в дурной компании и ты был пьян.

2. Скажите ребенку, что Вы чувствуете по поводу этой ситуации, используя «Я — высказывание», говорите о том, что Вы чувствуете:

— Я обеспокоена, когда слышу это

— Я огорчена этим

— Я так волнуюсь за тебя

3. Укажите на те возможные последствия, которые Вы видите.

— Я боюсь, что ты не сможешь закончить школу и не сумеешь обеспечивать себя в жизни.

— Я боюсь, что в этой компании ты попадешь в неприятную историю.

4. Признайте Ваши затруднения в решении проблем Вашего ребенка, переложите ответственность за его поступки на самого ребенка:

«Я хочу, чтобы ты хорошо закончил школу, но я знаю, что не могу все время контролировать тебя — ты сам отвечаешь за это и за свою последующую жизнь».

5. Предложите своему ребенку помощь, если он показывает Вам, что нуждается в ней и готов ее получить.

6. Обязательно скажите Вашему ребенку, что Вы верите в него и в то, что он примет верные решения, касающиеся его жизни.

Особенности воспитания
Характер ребенка, его отношение к окружающему миру формируются еще в утробе матери. Если его ждут, каждый день, каждый час, общаются с ним — окружающий мир при рождении полон радости и покоя.

«Ненужный» ребенок уже в утробе матери ощущает холод, угрозу, враждебность и рождается в страхе перед миром. Мать не дает тепла, ласки, защищенности. «Вирус холода» прочно внедряется в психику ребенка уже в утробе матери. Не найдя любви в семье, он будет искать ее на улице, усвоит закон стаи — слушаться сильного и никогда не идти против толпы. Большинство ребят попробовали наркотик именно, чтобы быть как все, за компанию. Кроме того, ощущение кайфа — наконец-то найденная иллюзия любви. Так формируется первичное стремление получить наслаждение искусственным путем..

Второй тип из группы риска — чрезмерно опекаемый ребенок. Это — кумир семьи, которому все позволено и основной мотив его жизни — получение удовольствия. Причем удовольствия не от общения, не от достижения цели, а от радостей простых, проверенных и наиболее доступных — телесных. В ребенке культивируется чувство исключительности, его освобождают от всех тягот жизни и ответственности за совершаемые поступки. Ребенок «из теплицы» вдруг оказывается в совершенно другом мире. Если раньше его постоянно пытались оградить от всех опасностей, культивировали осторожность и по каждому поводу навязывали свое мнение, то, немного отдалившись от семьи, он оказывается в полной растерянности — каждый стресс вызывает боль, каждый самостоятельный шаг дается с трудом. Первый же конфликт толкает таких пациентов к поиску выхода — боль нужно снять. Если от боли головной и зубной помогает анальгин, то от душевной — шприц с дозой. Мир становится гораздо лучше. «Жизнь налаживается...»

И так именно в семьях с нарушенным воспитанием растут дети с заниженной самооценкой, отсутствием внутренних границ и запретов. Нарушенное воспитание наиболее часто проявляется гипер — или гипоопекой.

1. Гиперопека. Воспитание включает чрезмерное внимание и контроль со стороны взрослых, навязывание своего мнения по любому вопросу, диктование каждого шага, ограждение от опасностей, культивирование осторожности.

2. «Кумир семьи» (высокая степень гиперопеки). В воспитании преобладает постоянное восхваление ребенка и восхищение им, культивирование в нем чувства исключительности, освобождение его от всех тягот, выполнение любой его прихоти, снятие ответственности за свои поступки.

3. Гипоопека. Проявляется недостаточным внимание к ребенку со стороны родителей, игнорированием его интересов, отсутствием заботы о его развитии. В крайнем выражении представлено воспитанием по следующему типу.

4. «Золушка». Воспитание включает лишение ребенка ласки и внимания со стороны старших. Постоянное третирование ребенка, унижение, противопоставление другим детям, лишение удовольствий.

5. «Ежовые рукавицы». Воспитание включает в себя систематическое избиение ребенка, диктаторское отношение к нему, отсутствие тепла, сочувствия и поощрения.

Общими чертами для подростков с высоким риском обращения к алкоголю и наркотикам являются:

— сниженная переносимость трудностей повседневной жизни;

— стремление к новизне;

— -повышенная тревожность;

— склонность к риску и необдуманным поступкам;

— желание получать удовольствия любой ценой.

Присмотритесь к себе, к своим детям. Попытайтесь понять, не грозит ли вам эта беда.

Если вы хотите, чтобы Ваш ребенок стал алкоголиком или наркоманом

1. Не общайтесь с ребенком, почаще говорите ему «отстань, мне некогда, я занята...», чтобы он поскорее побежал на улицу. И пусть друзья его научат пить, курить и воровать.

2. В воспитании применяйте крайности — обязательно наказывайте, даже если Ваш ребенок ничего не натворил, для профилактики. Непременно используйте ремень. Или опекайте его с самого рожденья. Плачьте, рыдайте, если он невзначай упал, чтобы он никогда не научился падать и терпеть боль. Обязательно лишите его друзей — не дай бог плохому научат. Испугайте своего ребенка до смерти улицей и окружающей жизнью.

3. Постарайтесь, чтобы он не научился быть самостоятельным, решайте за него все проблемы, на улицу выходите только вместе, всей семьей — без Вашего контроля ни одного шага, даже если ему 25 лет.

4. Почаще говорите, что он такой же плохой, как его отец. Обзывайте его «неряхой», «неумехой» и «дураком».

5. Постоянно ссорьтесь и скандальте, чтобы Ваши дети это видели и поскорее бежали от Вас на улицу.

6. Обязательно приучите пораньше к спиртному, объясняя, как спиртное хорошо снимает стресс и усталость, поэтому папа его и пьет, как пьют все настоящие мужчины. Относитесь к спиртному с уважением и трепетом. Если Ваша жена купила обновку, скажите «На эти деньги можно было 20 бутылок водки купить!»

Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был здоровым и счастливым

1. Любите своего ребенка! Общайтесь с ним и постоянно показывайте своими словами и жестами, что Вы его слышите, понимаете и поддерживаете. Поддерживая Ваш разговор «говорите ему «Да», «Ага», «А что потом?», «Как я тебя понимаю!», «Вот это да!». Учитесь видеть чувства ребенка по выражению его лица и жестикуляции, даже когда он скрывает их.

2. Научите ребенка, выражать свои чувства, чтобы он не боялся их, когда он станет большим и понимал чувства других людей.

3. Дайте Вашему ребенку реальную ответственность за какую-нибудь домашнюю работу. Ребенок, который имеет постоянное поручение по дому, ощущает себя важной частью семьи и испытывает чувство удовлетворения, выполняя свои обязанности.

4. Одобряйте и хвалите ребенка, даже за небольшие успехи. Его упорство и успехи сделать что-то самостоятельно важнее результатов.

5. Если Вы рассержены на Вашего ребенка, оценивайте его поступок, а не его личность.

— Тебе не удается математика? Это не страшно, надо только немного поработать и все получиться!

6. Учите его говорить «нет». Объясните ребенку, что существуют предложения, на которые можно и нужно отвечать твердым отказом. Многие родители учат своих детей быть всегда вежливыми, почтительными и покладистыми. Однако это не позволяет ребенку быть самим собой и развивать свою индивидуальность. Такие дети нуждаются в родительском разрешении, чтобы сказать «нет», когда на них оказывают давление.

Объясните Вашему ребенку, что в определенных ситуациях каждый имеет право высказать свое собственное мнение. «В окружающей нас жизни есть и хорошее и плохое. Иногда надо уметь сказать „нет“. Например, когда тебя заставляют делать то, что тебе не нравиться» Поделитесь своим опытом решения подобных ситуаций.

Учите его отвечать за свои поступки.