Родительское собрание Как научить своего ребёнка жить в мире людей
«Этика — это безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живущему»
А.Швейцер.
«Вежливость порождает и вызывает вежливость»
Э. Роттердамский.
Задачи собрания:
1.Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.
2.Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребёнка, его взглядов.
3.Вовлечь родителей в школьную жизнь их детей.
Форма проведения:
Дискуссионный клуб
Вопросы для обсуждения:
Что значит быть культурным человеком?
Критерии культуры личности.
Подготовительная работа к родительскому собранию:
1.Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.
2.Подбор ситуаций для дискуссии.
3.Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей.
Оборудование: сценарий собрания, презентация к собранию, анкеты для родителей и детей, памятка для родителей, ситуации для дискуссии, вопросы для обсуждения.
Ход собрания
Сегодняшнее родительское собрание посвящено теме: «Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей».
В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек — это человек, который умеет хорошо вести себя.
Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка и предполагает становление его отношения к родителям, окружающим, к коллективу, обществу, отношение к труду, своим обязанностям и самому себе.
Сегодня мы в очередной раз возвращаемся к разговору о воспитании наших детей. Мы поведём беседу о том, как помочь нашим детям стать такими, какими мы их хотим видеть: умными, добрыми, отзывчивыми, вежливыми.
Итак, составной частью нравственного воспитания школьников является культура поведения.
Задачи взрослых в воспитании культуры поведения у детей:
1. Воспитание уважения к людям.
2. Формирование правил поведения и хороших манер в гостях, дома, на улице, в общественных местах.
3. Воспитание культуры общения и культуры речи ребёнка.
Воспитание уважения к людям осуществляется главным образом, через семейное воспитание. Каковы отношения в семье, таково будет отношение детей к вам и окружающим. Что ребёнок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесёт во взрослую жизнь.
Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создаёт для этого благоприятные условия. Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и самому себе начинается в детстве.
Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые закладывает его семья. Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поступятся ничем. Если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками, как бы ни старалась школа и педагоги — помочь такому ребёнку жить по законам добра трудно.
Помните:
— Ваши показные вежливость и чуткость ребёнок легко распознает — подражая, он очень скоро вернёт их вам.
— Не грубите и не сквернословьте: ваши привычки станут привычками ребёнка.
— Не говорите о людях неуважительно, плохо — ребёнок станет отзываться так и о вас.
— Поступайте с другими тактично — это будет для вашего ребёнка уроком доброты и человечности.
— Проявляйте благородство при любых обстоятельствах.
Помните, поведение — нравственное мерило человека. Будьте эталоном для своего ребёнка.
Семья должна учить не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребёнок должен знать, когда включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т.д.
С какого же возраста эти правила могут быть вводимы в поле зрения ребёнка?
С первых лет жизни. Осознаются они постепенно не в виде отвлечённых понятий, а в живых впечатлениях из окружающей жизни. Тут мало просто познакомить ребят с нормами нравственного поведения, важно строить в соответствии с ними всю их повседневную жизнь.
Дети должны понять, что любое их слово и действие не безразлично для людей, а, так или иначе касаются окружающих, что каждый их шаг, поступок — это испытание. Как поступить: добро совершить или зло?
О правилах поведения и хороших манерах дома и в общественных местах говорится и пишется достаточно много. Дети знают, что нельзя: громко кричать, драться, перебивать в разговоре другого человека, списывать из чужой тетради, задавать неуместные вопросы, свистеть, жадничать, врать, молчать, если кто-то совершил плохой поступок, завидовать кому-то, быть равнодушным к чужой беде, навязываться в друзья и т.д. Но многие из них не выполняют этих норм поведения на практике.
Почему же, зная нормы поведения, дети, а подчас и родители, их не выполняют?
Информация к размышлению.
1.Дети просто не знают некоторых правил. Однако незнание правила — причина простая и легко исправимая.
2.Они не умеют их правильно выполнять. Значит, у них не выработалась привычка, формирующаяся неоднократными упражнениями
3. Иногда ребёнок знает правила поведения, знает, как их выполнять, но... не выполняет. Вероятнее всего это происходит из-за отсутствия у них волевого усилия в достижении чего-то.
4. Часто ребята не выполняют правила, считают их не нужными, неважными, что их просто придумали взрослые.
А что мы подразумеваем под словом «этика» и под понятием «культура личности»?
В переводе с французского языка слово «этика» означает «ярлык», «этикетка», его второе значение — строго установленный порядок поведения и формы обхождения.
Культура личности включает несколько аспектов:
1) Культура внешности — один из компонентов культуры поведения. Внешний вид человека играет в практике общения большую роль. Часто ребёнок кажется симпатичным не из-за физической красоты, а в силу обаяния, которое заключается в приятном, добром весёлом выражении лица. Однако иногда некоторые дети кривляются при общении, морщат лоб и нос, высоко поднимают брови, капризно вытягивают губы вперёд. Взрослым необходимо сказать, что это плохо, некрасиво, что он становится не похожим на себя.
Начинать формирование культуры внешности надо с элементарной аккуратности, чистоплотности, привития санитарно — гигиенических норм. Работа по воспитанию культуры внешности ведётся в двух направлениях: выработка правильного понимания внешней и внутренней красоты человека и обучение детей искусству быть привлекательным, вооружение их знанием конкретных способов «сотвори самого себя» т.е., что бы школьник осознавал, «что в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
2) Культура общения включает способность правильно ориентироваться в ситуации и подбирать фразы с учётом того, кому, зачем, что и как сказать. Вступая в общение, каждый человек подбирает такие слова, которые помогают установить и поддержать «обратную связь» с собеседником.
Большая роль принадлежит взрослым и в воспитании культуры поведения в общественных местах. Являясь примером, они должны прежде всего следить за своим поведением. Это обязательное правило культуры поведения, которая воспитывается не с помощью нравоучений, какого-то специального морализаторства, а всем образом, укладом жизни, отношениями, существующими в семье.
Если отец в течение всей жизни приносит маме в праздник цветы, не забывает поздравить в юбилейные даты и подарить что-нибудь красивое и приятное, уходя на работу и возвращаясь с неё, целует мать, ребёнок будет делать то же самое по отношению к своей матери и матери своих детей. Грубость детей в отношении родителей в большинстве случаев происходит потому, что бестактность и грубость царили в отношениях между ними самими.
Личное обаяние человека проявляется в умении говорить, разговаривать. Важно не повышать голоса, не отдавать приказы. Нужно помнить, что соблюдение норм вежливости предохраняет от многих конфликтов, создаёт доброжелательную атмосферу, улучшает настроение. Вежливость — это и черта характера, и искусство вести себя в обществе. Ребёнок учится этому, подражая взрослым. И при любых условиях надо учить вежливо, а не грубо.
Советы родителям:
1. Не учите культуре назидательно. Излишняя морализация вызывает желание действовать назло.
2. Привлекать ребёнка к посильной деятельности (накрыть на стол, почистить обувь и одежду, подготовиться к встрече гостей).
3. Создавать специальные ситуации-задания: встретить тётю Машу, пригласить кого-то на прогулку, позвонить по телефону знакомым и др.
4. В выработке культуры поведения широко использовать игры и игровые ситуации.
5. Помнить, что в воспитании культуры поведения есть ситуации, когда вообще никакие слова не нужны, достаточно примера, образца поступка.
6. Создавать вместе с детьми различные памятки: «Мой внешний вид», «Культура поведения в музее, кинотеатре» и т.д.
7. Помнить: вы — главный воспитатель, вы — пример.
Помните:
1) Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
2) Если ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным.
3) Если растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.
4) Если в терпимости, он учится понимать других.
5) Если хвалят, он учится быть благородным.
6) Если растёт в честности, он учится быть справедливым.
7) Если в безопасности, он учится верить людям.
8) Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.
9) Если ребёнка высмеивают, он учится быть замкнутым.
10) Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Непременным условием воспитания у детей культуры общения является формирование у них позиции открытости, дружелюбия, доверия, чувства радости общения. Потребность в любви удовлетворяются, когда ребёнку сообщается, что он нами любим, нужен нам, мы им дорожим, наконец, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, приветливой улыбке, в прямых словах: «Мне хорошо, когда мы вместе», «Как хорошо, что ты у нас есть». Потребность в общении, в духовном контакте, когда, душа с душою говорит, эмоционально обогащает людей, развивает их лучшие человеческие качества. Как важна эта потребность в настоящее время взаимного отчуждения и недоверия.
Если спросить любого из вас: «Хотите ли вы, чтобы ваш ребёнок вырос высоко нравственным человеком?», то, наверняка, все ответят утвердительно. Но у одних родителей, казалось бы, вопреки их стараниям ничего не выходит. У других, напротив, без особых усилий получается всё как надо. В чём же дело? Дело во многом, в том числе — в силе, разрушающем или созидающем смысле родительского слова.
Не злословьте, не обличайте, не позволяйте себе, хотя бы в присутствии детей говорить о людях плохо. Не осуждайте соседей, не подсмеивайтесь над знакомыми и родственниками, а наоборот, отмечайте их положительные качества, чаще хвалите окружающих. Если пойти по такому пути, то неудач в воспитании будет меньше.
3) Культура речи — ещё одна составляющая культуры поведения. Рассматривается как владение нормами устного и письменного языка.
Как владеет человек этим средством коммуникации, судят об уровне его воспитания.
Искусство общения с людьми кроме умения говорить, вести разговор включает и умение внимательно слушать собеседника. Перебить человека, не дать ему высказаться до конца считалось и считается верхом бестактности. Воспитанный человек никогда не позволит себе разговаривать сидя, если собеседники стоят.
Искусству спорить, не нарушая добрых отношений, также надо учиться с детства. Речь наша богата. Но в последнее время мы слышим мало добрых слов и от взрослых, и от детей. О недопустимости в семье грубых слов всем известно. Заострю ваше внимание на том, как мы, взрослые, выражаем свой гнев и по какому поводу. В гневе мы теряем рассудок и общаемся с детьми, как со своими врагами: кричим, унижаем. Но нужно помнить о том, что гнев порой слишком дорого обходится нам и нашим детям. Не отсюда ли маленькие беглецы из дома, замкнутость, испуг детей? И некоторым родителям стоит задуматься, не умерить ли свой гнев по отношению к детям.
А чтобы воспитание вашего ребёнка происходило не урывками и эффективно, уделяйте им больше времени вечерами и в выходные дни. Ругаться при детях не допустимо. Неотъемлемыми атрибутами должны быть юмор, шутка, остроумие. Хождение в гости — особый аспект культуры. Взрослым нужно помнить: чтобы сформировался определённый навык поведения, нужны упражнения. Для этого нужно использовать естественные жизненные ситуации, создавать условия, побуждающие к нравственным поступкам, позволяющие на практике овладевать правилами культуры поведения.
4) Культура быта.
Составной частью её является умение рационально и со вкусом организовать внешнюю среду и своё жилище, воспитывать стремление к комфорту. Культура быта включает в себя умение рационально использовать время. Необходимо выработать привычку к постоянному учёту времени и к планированию его. Однако в этом надо помочь. Как важна эта потребность в настоящее время взаимного отчуждения и недоверия.
Можно завести записную книжку, где ребёнок фиксирует дела на завтра. А вечером зачёркивает и подводит итоги сделанного. Желательно с детьми организовывать самоанализ (что сделано, что не сделано). Дети должны усвоить главное: отношение к своему и чужому времени как к большой ценности — это один из показателей культуры поведения.
«Всё начинается с дома»
У всех нас есть возможность выбора в воспитании своего ребёнка. Но именно от вас зависит в большей степени, каким вырастет ваш ребёнок, каким он войдёт во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут стать ему образованным, культурным, помогут найти выход из сложных ситуаций. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.
Своё выступление хотелось бы закончить таким стихотворением:
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же — никогда.
Тот лучший проповедник —
Кто веру в жизнь провёл.
Добро увидеть в действии —
Вот лучшая из школ.
И если всё мне показать
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрый слов поток.
Должно быть можно верить
И мыслям и словам,
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет,
Зато пойму, как ты живёшь,
По правде или нет.
Памятка для родителей
1.Не демонстрируй своему ребёнку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнёт вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
2.Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка.
3.Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажите в этом пример своему ребёнку, ждите, что скоро он скажет то же самое о вас.
4.Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок добра и человечности вашему ребёнку.
5.Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребёнка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребёнка.
6.Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребёнка.
7.Помните, что поведение — это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!
5. Вопросы родителям для обсуждения
1.Почему проблема нравственного воспитания актуальна в настоящее время?
2.Кого вы считаете воспитанным? Возможно ли каждого человека считать воспитанным, образованным, культурным.
3.Какие качества характера присущи культурному человеку?
4.Какие качества характера в ваших детях не раскрыли?
5.Что вы подразумеваете под понятием — культура личности?
6.Почему ребёнок, зная правила поведения, не выполняет их?
7.Какие советы по формированию культурного человека вы дали бы родителям?
3. Обсуждение посещения и успеваемости учащихся. Советы учителя по повышению качества обучения учащихся. Ответы на вопросы родителей. Подведение итогов 3 четверти.
4. Информирование родителей о проводимых профилактических мероприятиях с учащимися. Памятка правил поведения на весенних каникулах.
Список используемой литературы:
1. Лучшие родительские собрания в начальной школе: М.А. Алоева, В.Е.Бейсова. Изд. 3 — е, доп. и перераб. Ростов н/Д :Феникс, 2007. 314 с. (Сердце отдаю детям).
2.Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: М.:ВАКО, 2008. 336с. (Педагогика. Психология. Управление)