Родительское собрание «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ. ДИАЛОГ ПРОТИВ СУИЦИДА»

Составитель: Катаева А.А., педагог-психолог МБОУ Лицей г. Азова

Цель: профилактика подростковых суицидов посредством повышения психологической компетентности родителей в вопросах межличностного общения с детьми, овладения теоретическими и практическими основами бесконфликтного диалогического (конгруэнтного) общения.

Задачи:

  1. мотивировать родителей к самосовершенствованию в сфере межличностного общения;
  2. раскрыть теоретические основы диалога как специфической формы общения;
  3. разъяснить основные принципы и приемы бесконфликтного диалогического общения, создать условия для их освоения в процессе интерактивной работы;
  4. сформировать готовность родителей к использованию новых моделей общения с детьми и другими членами семьи.

Целевая аудитория: родители учащихся 7-11 классов.

Пространственно-временные условия проведения мероприятия:

общее время, необходимое дляреализации мероприятия, составляет 60 минут Собрание проводится в обычной классной комнате.

Сценарий родительского собрания

Вступительная беседа психолога

Здравствуйте, уважаемые родители!

Слайд 2. Начнем с тревожной статистики: в настоящее время суицид считается «убийцей № 2» молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления.

Выявлено, что до 92% суицидов у детей и подростков связаны с неблагополучием в семье.

Слайд 3. Что же делать?

Ответ прост: совершенствовать стиль общения с детьми-подростками в направлении повышения истинного авторитета родителей и взаимной удовлетворенности общением!

 

Предлагаю Вам побеседовать о слагаемых успеха взаимодействия родителей и детей-подростков.

Основным психологическим новообразованием подросткового возраста закономерно является чувство взрослости, которое требует изменения стиля общения с окружающими.

Представьте себе, пожалуйста, Ваше повседневное общение с собственным ребенком (учеником данного класса). Мысленному взору открывается множество ситуаций общения и связанных с ними разнообразных переживаний — от сильной радости до глубокого огорчения...

В какой мере Вы удовлетворены взаимодействием со своим ребенком? Пользуетесь ли Вы авторитетом у него?

Чтобы облегчить ответы на эти и другие вопросы воспользуемся следующими критериями.

Слайд 4. Большинство психологов выделяют такие параметры взаимодействия родителя с ребенком (примечание: в скобках содержатся устные пояснения и предложения психолога):

1) нетребовательностьтребовательность родителя (чем более требователенродитель, тем более высокого уровня ответственностион ожидает от ребенка. Чтобы наша беседа протекала более плодотворно, предлагаю Вам воспользоваться лежащими перед Вами бланками (см. прил. 1) для анонимной оценки по 10-балльной шкале указанных параметров Вашего взаимодействия с ребенком. Последующий анализ и обобщение результатов позволит мне содержательно подготовиться к нашей следующей встрече);

2) мягкостьстрогость родителя (строгость мер, применяемых к ребенку, жесткость правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, степень принуждения детей к чему-либо);

3) автономностьконтроль по отношению к ребенку (сильная опека либо вседозволенность. А возможно, низкий контрольсвязан с проявлением доверия к ребенку илистремлением родителя привить ему самостоятельность?);

4) эмоциональная дистанцияэмоциональная близость ребенка к родителю (каково представлениеродителя о близости к нему ребенка?);

5) отвержениепринятие ребенка (его личностных качеств и поведенческих проявлений) родителем.;

6) отсутствие сотрудничествасотрудничество (сотрудничество отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей);

7) несогласиесогласие между ребенком и родителем (речь идет о частоте и степени согласия между ними в различныхжизненных ситуациях);

8) непоследовательностьпоследовательность родителя (насколько последователен и постоянен родительв своих требованиях, в своем отношении к ребенку, вприменении наказаний и поощрений и т. д.);

9) авторитетность родителя (какова самооценка родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько мнения, поступки, действия родителя являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния);

10) удовлетворенность отношениями родителя с ребенком (низкая степень удовлетворенности может свидетельствоватьо нарушениях в структуре детско-родительских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенностисложившейся семейной ситуацией).

После того, как Вы оценили все параметры, суммируйте, пожалуйста, оценки. Таким образом, Вы получите общую оценку своего взаимодействия с ребенком при максимальной оценке 100 баллов. Обратите внимание на «повышающие» и «понижающие» общую оценку критерии. В них может быть секрет как Ваших успехов, так и трудностей в общении с ребенком.

Можно ли улучшить свое взаимодействие с ребенком, и как это сделать?

 

Основная часть

 

Мини-лекция «Диалогическое общение»

Цель:раскрыть принципы диалогического общения.

Психологи-гуманисты предлагают нам очень эффективную модель диалогического (конгруэнтного) общения, которая особенно хороша, когда наш собеседник — подросток.

Слайд 5. Диалог строится на принципах гуманного отношения к личности, признания ее безусловной ценности, а также коммуникативного равноправия, взаимопонимания и равных возможностей для развития личности общающихся в процессе сотрудничества и более того — сотворчества в общении.

Как же именно общаться с позиций диалога?

Прежде всего, как мы уже сказали, следует свято ценить человеческую личность, памятуя, что такого человека, как каждый из нас, нет больше на всем белом свете, никогда не было и не будет, почувствуйте это! Мысленно скажите себе: «Без меня мир не полон!» Мир не полон без каждого из нас!.. Какое бережное чувство возникает у нас к себе и к каждому Другому!..

И отсюда так важно соблюдать коммуникативные права личности, свои собственные и собеседника, понимать и принимать их симметричность: сколько прав в общении у меня, столько их и у моего собеседника независимо от возраста и социального положения... Наше право размахивать руками заканчивается у носа собеседника...

Слайды 6-7. Коммуникативные права личности (КПЛ) — это нормы межличностного общения, обеспечивающие свободу самореализации собеседников:

  1. право на свою систему ценностей, на свой образ жизни;
  2. право на самостоятельность и независимость;
  3. право на индивидуальность и своеобразие;
  4. право на рост и развитие;
  5. право на честь и достоинство;
  6. право на свою точку зрения;
  7. право на свободное изъявление своей точки зрения;
  8. право на отстаивание своей точки зрения без навязывания ее;
  9. право на доверие со стороны собеседника (презумпция искренности);
  10. право на вопрос к собеседнику;
  11. право на понимание точки зрения собеседника;
  12. право на сомнение в отношении любых суждений;
  13. право на несогласие с точкой зрения собеседника;
  14. право на высказывание этого сомнения, несогласия;
  15. право на изменение, развитие своих взглядов;
  16. право на творчество, поиск и искреннее заблуждение;
  17. право на чувства и открытое корректное их выражение (в терминах Я-высказываний);
  18. право на непубличную сферу в собственном духовном мире;
  19. право побыть наедине с самим собой;
  20. право строить общение на основе КПЛ независимо от статуса собеседника;
  21. право на защиту и корректное отстаивание своих прав вплоть до отказа от общения, если Другой нарушает мои права и т.д.

Обсуждение

Не слишком ли много прав появляется у наших детей?

В таком случае давайте ответим на вопросы: «Мы растим своих детей для того, чтобы всю жизнь отвечать за них, принимать вместо них важные и менее важные решения? Или мы хотим предоставлять им все больше и больше самостоятельности по мере их взросления и искренне верить в то, что они по всем жизненным вопросам примут в конечном счете правильные ответственные решения?»

(Ответы родителей)

Подводя итог сказанному, мы приходим к пониманию того, что в системе детско-родительских отношений именно родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения. Важно формировать у себя навыки сотрудничества с ребенком, признавая за ним право на собственный выбор, собственную позицию с учетом последствий. Это обеспечивает искренность и доверие в отношениях, взаимопонимание и лучшее взаимодействие в семье.

Как оптимально помочь взрослению и формированию все большей самостоятельности и ответственности ребенка?

Уважение личности ребенка (ценностное отношение к ней), соблюдение коммуникативных прав позволяет успешно воспитывать ребенка, если Вы умеете распознавать принадлежность проблем, определять, чьи они: Ваши, ребенка или общие, — и соответственно использовать техники: Я-высказываний, активного слушания и разрешения конфликтов.

 

Упражнение «Я-высказывания» (для разрешения собственных затруднений).

Цель: овладение техникой я-высказываний.

Процедура проведения: психологинформирует родителей о психологическом смысле и последствиях Ты-высказываний, преимуществах «Я-высказываний» в общении, затем предлагает ряд ситуаций для перефразирования «Ты-высказываний» в «Я-высказывания».

 

Для разрешения собственных проблем целесообразно использовать технику Я-высказываний. Поговорим сначала о психологическом смысле Ты-высказываний и Я-высказываний.

Слайд 8. «Ты-высказывания» возникают в ситуации, когда проблема у одного человека, а он переносит ответственность за ее решение на другого, например: «Как ты меня напугал!». Ты-высказывания сопряжены с обвинением, оценкой, создают преграды в общении. «Я-высказывания» способствуют взаимопониманию: «Как я испугался, когда ты вошел!»

Слайд 9. Преимущества Я-высказываний:

  1. в меньшей мере провоцируют сопротивление собеседника;
  2. позволяют быть лучше понятым собеседником;
  3. служат проявлением искренности и доверия;
  4. оставляют за собеседником право самому принимать решение, осуществлять выбор своего дальнейшего поведения;
  5. позволяют выразить свои чувства в культурной форме, дать им выход;
  6. способствуют появлению ответных Я-высказываний, созданию атмосферы искренности и доверия;

в отношении детей:

  1. учат ребенка брать на себя ответственность за своеповедение, за результаты общения;
  2. помогают ребенку понять, как его поведение влияет на других людей, способствуют развитию социальной перцепции (восприятия);
  3. помогают научиться доверительному общению.

Слайд 10. Полная структура «Я-высказывания» включает 4 компонента: 1) описание чувств и эмоций говорящего (например: «Я огорчаюсь...»); 2) характеристику поведения партнера по общению или ситуации, вызывающих эти чувства («Я огорчаюсь, когда меня не слушают»); 3) описание причин возникновения аффективной реакции («Я огорчаюсь, когда меня не слушают. И могу рассердиться, если так будет продолжаться»); 4) указание возможных результатов и следствий продолжения поведения партнера (например: «Я огорчаюсь, когда меня не слушают. И могу рассердиться, если так будет продолжаться. Это никому не сулит ничего хорошего»). Поскольку третий и четвертый компонент таят в себе угрозу перехода к неэффективной коммуникации, можно прибегать лишь к первым двум, что позволяет выразить свои чувства в культурной форме, проинформировать партнера о характере производимого его поведением воздействия, оставаться в доверительной позиции, способствовать конструктивному разрешению ситуации. В качестве третьего шага может быть сделано некое конструктивное предложение, например: «Предлагаю уважать друг друга!» или другой пример: «Я вижу, ты грустишь. Это меня огорчает. Я могу тебе чем-то помочь?»

Сейчас я предложу Вам конкретные ситуации для обучения Я-высказываниям. Важно заданное в ситуации «Ты-высказывание» перефразировать в «Я-высказывание». Желательно избегать прямого командования, упреков, морализирования, осуждения, обвинения и всего того, что разъединяет людей. Чем больше будет вариантов ответов, тем лучше. Будем благосклонно и конструктивно осмыслять все сказанное с опорой на ответные чувства. Только так и можно научиться.

Слайд 11. Ситуация 1: Отец после ужина читает газету, а сын просит помочь ему в занятии моделированием. Отец: «Опять ты не даешь мне спокойно почитать!»

Слайд 12. Примерное Я-высказывание: «Я устал и хочу отдохнуть. Через час я буду готов тебе помочь. Хорошо?»

Слайд 13. Ситуация 2: Подросток садится за стол с недостаточно хорошо помытыми руками. Мать: «Что ты за грязнуля! А ну быстро мыть руки! Бессовестный!»

Слайд 14. Примерное Я-высказывание: «Я не могу кушать при виде грязных рук!»

Слайд 15. Ситуация 3: Подросток неделю не делал уборку в своей комнате несмотря на просьбы родителей и свои обещания. В субботу вечером родители собираются в гости. Сын просит взять его с собой. Отец: «Ты не заслужил! Иди немедленно делать уборку!»

Слайд 16. Примерное Я-высказывание:"Мне не хочется выполнять просьбы людей, которые не сдерживают своих обещаний«.

Обсуждение:трудно ли было выполнять упражнение? Какие чувства возникали в процессе перефразирования? Насколько приемлемо общение в форме «Я-высказываний в реальной жизни?»

 

Мини-лекция «Активное слушание»

Цель: ознакомить родителей с приемами активно­го слушания.

Если проблема у ребенка, то облегчить ее решение помогает активное слушание. Оно позволяет родителям, образно говоря, «влезть в шкуру» ребенка, создать отношения теплоты и подлинного внимания, а у детей появляется желание прислушаться к мнению родителей. Активное слушание помогает воспитывать самоконтроль и ответственность.

Слайд 17. Приемы активного слушания: пересказ (полный и краткий), отражение чувств, уточнение, резюмирование (подведение итогов), проговаривание подтекста.

Раскройте, пожалуйста,памятки и найдите страницу, на которой излагаются эти приемы.

Пересказ — изложение своими словами того, что сказал собеседник. Он может быть более полным в начале, а в дальнейшем — более кратким, с выделением наиболее важного. Ключевые слова: «Ты говоришь...», «Как я понимаю...», «Другими словами, ты считаешь...». Родитель, повторяя слова ребенка, помогает ему разобраться в собственных чувствах и мыслях, конечно, при этом совсем не стоит становиться (по меткому выражению Томаса Гордона) «родителем-попугаем». Повторение должно носить характер сочувствия, сопереживания, использоваться тогда, когда это необходимо, и отвечать потребностям ребенка. Пересказ — это своеобразная обратная связь ребенку: «Я тебя слышу, слушаю и понимаю». Часто именно из-за отсутствия такой реакции со стороны своих родителей дети по нескольку раз повторяют отдельную фразу или слово, как бы не надеясь, что взрослые могут услышать их с первого раза. Сложность формирования навыка пересказа заключается в том, что при этом необходимо сосредоточиться на чужих мыслях, отключившись от своих, уметь распределять внимание, одновременно удерживая внутренний строй своих мыслей и ход рассуждений другого человека.

Уточнение (выяснение) относится к непосредственному содержанию того, что говорит другой человек. Уточнение может быть направлено на конкретизацию и выяснение чего-либо («Ты сказал, что это происходит давно. Как давно это происходит?», «Ты именно в четверг не хочешь идти в школу?»). Уточнение также может относиться ко всему высказыванию другого человека («Объясни, пожалуйста, что это значит?», «Не повторишь ли еще раз?», «Может быть, расскажешь про это поподробнее?»). Уточнение следует отличать от выспрашивания («А зачем ты это сказал?», «Почему ты его обидел?»). На этапе слушания, выспрашивание может разрушить желание говорящего сообщать что-либо. Часто это приводит и к нарушению контакта между людьми, который лучше сохранять во время беседы.

Отражение чувств — проговаривание чувств, которые испытывает другой человек («Мне кажется, ты обижен», «Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным»). Последствия: дети меньше боятся негативных чувств; видят, что родители понимают их. Лучше называть чувства в утвердительной форме, так как вопрос меньше выражает сочувствие. Этот прием способствует установлению контакта и повышает желание другого человека рассказывать о себе, но в том случае, если он не пытается скрывать свои чувства. Родитель не должен заниматься выпытыванием тех переживаний, которые ребенок хочет оставить при себе.

Проговаривание подтекста — проговаривание того, о чем хотел бы сказать собеседник, дальнейшее развитие мыслей собеседника. Родители часто хорошо понимают, что стоит за словами ребенка, какой «закадровый перевод» можно осуществить. Например, у фразы «Мама, а ты не заметила, какую уборку я сегодня сделал?» подтекст может быть таким: «Ты бы меня похвалила» или еще глубже: «Я хотел бы, чтобы ты разрешила мне пойти на дискотеку». Проговаривание подтекста надо осуществлять для лучшего взаимопо­нимания и дальнейшего продвижения в беседе, а не для того, чтобы показать, насколько хорошо слушающий родитель знает ребенка. А если знание используется для манипуляции близким человеком, в конечном итоге это разрушает благоприятные взаимоотношения. И уж, конечно, проговаривание не должно превращаться в оценивание, что иногда очень хочется сделать родителю в разговоре с ребенком (например, «Ты мог бы быть и поскромнее»). Оценивание у любого человека блокирует желание рассказывать о проблеме.

Резюмирование используется в продолжительных беседах или переговорах («Итак, мы договорились с тобой, что...», «Твоими основными идеями являются...»). Подведение итогов требует от слушающего внимания и умения кратко излагать свои и чужие мысли.

 

Обсуждение проблемы бесконфликтного решения совместных проблем

Цель:сообщить родителям алгоритм урегулирования конфликтов (по Т. Гордону).

Процедура проведения:родители получают нижеследующий раздаточный материал, который изучают под руководством психолога.

Итак, мы выяснили, что для оказания помощи в решении проблем ребенка могут помочь приемы активного слушания, для разрешения собственных затруднений — «Я-сообщения». Наконец, для решения совместных проблем важно владеть методами, используемыми в конфликтных ситуациях.

Предлагаю Вашему вниманию алгоритм разрешения конфликтов, разработанный знаменитым американским психологом-гуманистом Томасом Гордоном.

Раздаточный материал (прил. 2):

«Шесть шагов беспроигрышного разрешения конфликта (по Т. Гордону)»

Шаги

Цели

Действия взрослого

Шаг 1. Распознавание и определение конфликта

Вовлечь ребенка в процесс решения проблемы

Четко и немногословно сообщить ребенку, что имеется проблема, которая нуждается в решении. Дать понять, что сотрудничество ребенка необходимо

Шаг 2. Выработка возможных альтернативных решений

Собрать как можно больше вариантов решения

Узнать решения ребенка (свои можно добавить позже), не оценивая и не принижая их. Настаивать на выдвижении как можно большего числа альтернатив

Шаг 3. Оценка альтернативных решений

Активизировать ребенка на высказывания по поводу различных решений, сообщить свое мнение по каждому варианту

Предложить ребенку высказаться, какие из этих решений лучше. Сообщить свои чувства и интересы, сказать о наиболее оптимальном варианте и о том, что устраивает и не устраивает в том или ином выборе

Шаг 4. Выбор наиболее приемлемого решения

Принять окончательное решение

Узнать, что думает ребенок о каждом оставшемся варианте. Достичь взаимопонимания. Добиться того, чтобы каждый обязался выполнить свою часть договора. Если решение состоит из нескольких пунктов, желательно зафиксировать их на бумаге

Шаг 5. Выработка способов выполнения решения

Спланировать процесс претворения в жизнь принятого решения

Вынести на обсуждение вопросы типа: «Когда начнем?», «Кто будет следить за временем?», «Каковы будут критерии качества выполняемой работы?» и т. п.

Шаг 6. Контроль и оценка его результатов

Способствовать реализации решения. Выявить обстоятельства, требующие пересмотра принятого решения

Интересоваться у ребенка, по-прежнему ли он доволен принятым решением и его результатами. Сообщать о своих чувствах и мыслях (они могут изменяться) по поводу результатов решения. Осуществить пересмотр или корректировку решения, если это потребуется

Заключительная часть

Цель: подведение итогов, получение обратной связи.

Процедура проведения:психолог выражает готовность ответить на вопросы родителей, отвечает и далее предлагает родителям анонимно оценить эффективность своего участия в мероприятии и самого мероприятия, высказать свои пожелания и предложения, используя бланки обратной связи (см. прил. 1). Презентация заканчивается демонстрацией списка литературы и благодарностью родителям за внимание.

Слайд 18. Список литературы

1.Байярд Р. Т., Байярд Дж.Ваш беспокойный подросток. — М.: Просвещение, 1991.

2. Возрастное психологическое консультирование. Проблемы

психического развития детей. — М.: Изд. МГУ, 1990.

3. Гордон Т. Р. Повышение родительской эффективности

/ Популярная педагогика. — Екатеринбург: АРД АТД, 1997.

4. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь, 2000.

 

Слайд 19. Куда обратиться за помощью:

Азовская психологическая служба диагностики и консультирования «Я и Ты», телефон: 8(863)42-5-25-08; 8(908)172-53-11; 8(918)875-10-50;

Азовский Дом семьи, пр. З. Космодемьянской, 90 «А», тел. 4-07-02 (часы приема: понедельник — суббота с 8.00 до 17.00, перерыв с 12.00 до 13.00);

Телефон Доверия Областного центра помощи семье (г. Ростов-на-Дону):

267-93-04 (круглосуточно);

Городской телефон Доверия (г. Ростов-на-Дону): 223-41-41 (круглосуточно); Молодежный телефон Доверия (г. Ростов-на-Дону): 240-39-38 (круглосуточно).

 

Слайд 20. Спасибо за внимание!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Бланк оценки взаимодействия родителей с детьми

 

Дата: ___________ Класс, в котором обучается Ваш ребенок: ____________

Ф.И.О. родителя (по желанию) _______________________________________

Пол: м / ж Возраст _________ Образование _________________________

 

Оцените, пожалуйста, по 10-балльной шкале следующие критерии:

№ п/п

Критерии взаимодействия родителей с детьми

Оценки

1

Нетребовательность—требовательность родителя

 

2

Мягкость—строгость родителя

 

3

Автономность—контроль по отношению к ребенку

 

4

Эмоциональная дистанция—эмоциональная близость ребенка к родителю

 

5

Отвержение—принятие ребенка

 

6

Отсутствие сотрудничества—сотрудничество

 

7

Несогласие—согласие между ребенком и родителем

 

8

Непоследовательность—последовательность родителя

 

9

Авторитетность родителя

 

10

Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем

 
 

Сумма баллов:

 

Спасибо за сотрудничество!

Бланк обратной связи родителей с психологом

Уважаемые родители! Оцените, пожалуйста, по 10-балльной шкале следующие параметры:

№ п/п

Параметры

Оценки

1

Полезность мероприятия для меня

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2

Активность моего участия в мероприятии

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3

Желание продолжить работу по теме

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4

Моя готовность применять полученные знания на практике

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5

Мои предложения:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Памятка для родителей

Шесть шагов беспроигрышного разрешения конфликта (по Т. Гордону):

Шаги

Цели

Действия взрослого

Шаг 1. Распознавание и определение конфликта

Вовлечь ребенка в процесс решения проблемы

Четко и немногословно сообщить ребенку, что имеется проблема, которая нуждается в решении. Дать понять, что сотрудничество ребенка необходимо.

Шаг 2. Выработка возможных альтернативных решений

Собрать как можно больше вариантов решения

Узнать решения ребенка (свои можно добавить позже), не оценивая и не принижая их. Настаивать на выдвижении как можно большего числа альтернатив

Шаг 3. Оценка альтернативных решений

Активизировать ребенка на высказывания по поводу различных решений, сообщить свое мнение по каждому варианту

Предложить ребенку высказаться, какие из этих решений лучше. Сообщить свои чувства и интересы, сказать о наиболее оптимальном варианте и о том, что устраивает и не устраивает в том или ином выборе

Шаг 4. Выбор наиболее приемлемого решения

Принять окончательное решение

Узнать, что думает ребенок о каждом оставшемся решении. Достичь взаимопонимания. Добиться того, чтобы каждый обязался выполнить свою часть договора. Если решение состоит из нескольких пунктов, желательно зафиксировать их на бумаге

Шаг 5. Выработка способов выполнения решения

Спланировать процесс претворения в жизнь принятого решения

Вынести на обсуждение вопросы типа: «Когда начнем?», «Кто будет следить за временем?», «Каковы будут критерии качества выполняемой работы?» и т. п.

Шаг 6. Контроль и оценка его результатов

Способствовать реализации решения. Выявить обстоятельства, требующие пересмотра принятого решения

Интересоваться у ребенка, по-прежнему ли он доволен принятым решением и его результатами. Сообщать о своих чувствах и мыслях (они могут изменяться) по поводу результатов решения. Осуществить пересмотр или корректировку решения, если это потребуется