Родительское собрание по теме «Трудности адаптации первоклассников к школе»
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом...
как если бы от этого зависела Ваша жизнь.
Л.Кьюби
Задачи собрания:
- Познакомить родителей с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе.
- Предложить практические советы по адаптации ребёнка к школе.
Форма работы:
Круглый стол
Основные вопросы для обсуждения:
— Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.
— Психологические трудности адаптации первоклассников к школе.
— Система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению.
— Родительский практикум по проблеме.
Оформление класса к родительскому собранию:
- На школьной доске — тема собрания.
- К собранию готовится выставка первых рисунков детей — первоклассников на тему «Мои первые дни в школе».
- Родительский комитет готовит выставку фотографий: «Ура! Мы — школьники».
Ход собрания
1. Родительский практикум.
( Проводится в виде игры «Корзина чувств)
— Уважаемые папы и мамы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как ваш ребёнок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое вас переполняет более всего тот период времени, что ваш ребёнок находится в школе, и назовите это чувство.
(Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением ребёнка и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания.)
2. Обсуждение вопроса «Физиологические условия адаптации ребёнка к школе»
Классный руководитель знакомит родителей с проблемами в здоровье ребёнка, которые могут быть связаны с изменением статуса ребёнка. Обратить внимание родителей на:
— Изменение режима дня ребёнка в сравнении с детским садом, увеличение физической нагрузки.
— Необходимость смены учебной деятельности ребёнка дома, создание условий для двигательной активности ребёнка между выполнением уроков.
— Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места.
— Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
— Обязательное введение в рацион ребёнка витаминных препаратов, фруктов и овощей.
— Организация правильного питания ребёнка.
— Забота родителей о закаливании ребёнка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и др.
— Воспитание самостоятельности и ответственности ребёнка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.
3. Обсуждение вопроса «Психологические условия адаптации ребёнка к школе»
(Выступает школьный психолог)
— Создание благоприятного психологического климата в отношении ребёнка со стороны всех членов семьи.
— Роль самооценки ребёнка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребёнка в школе)
— Первое условие школьного успеха — самоценность ребёнка для его родителей.
— Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню.
— Неформальное общение со своим ребёнком после пройденного школьного дня.
— Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.
— Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей ( бабушек, дедушек, сверстников).
— Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
— Учёт темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм, жестокость.
— Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организации обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
— Поощрение ребёнка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребёнка.
4. Итог собрания.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребёнка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребёнку, и, с их помощью, готовить ребёнка к взрослой жизни.
— Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
— Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.
— Не дерись без причины.
— Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
— Играй честно, не подводи своих товарищей.
— Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
— Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
— Из—за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из—за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
— Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
— Старайся быть аккуратным.
— Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдём домой.
— Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребёнка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребёнка на то, какие правила у него получаются, а какие нет и почему.
Литература для подготовки собрания:
- Воскобойников В.М. «Как определить и развить способности ребёнка»
- Коляда М.Г. " Шпаргалка для родителей«
- Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребёнком. Как?»
- Хрестоматия по педагогической психологии.