Семья и школа: детство без жестокости и насилия
Родительское собрание:
«Семья и школа: детство без жестокости и насилия».
«Чем больше свидетелей у чужого несчастья, тем
меньше шансов у жертвы получить помощь».
Б.Лабейн
Задачи:
- Познакомить родителей с различными видами насилия.
- Формировать у родителей адекватность понимания проблемы существования жестокости и насилия.
Форма проведения: родительский дискуссионный клуб.
Вопросы для обсуждения: различные виды насилия; статистика обсуждаемой проблемы; возможные пути предотвращения насилия по отношению к детям.
Подготовительная работа: анкетирование детей и родителей; ситуации для анализа родителями; подготовка памяток для родителей.
Анкетирование родителей и детей.
Анкетирование детей № 1.
1. Если ты один остался в квартире и в твою дверь кто-то позвонил, как ты поступишь:
А) Откроешь дверь.
Б) Попросишь назваться человека, стоящего за дверью.
В) Не будешь отзываться, имитируя, что дома никого нет.
Г) Позвонишь по телефону соседям или родителям.
2. Если ты один дома и в вашу дверь звонят люди, называя себя специалистами различных служб, просят открыть дверь, как ты поступишь:
А) Откроешь дверь.
Б) Сделаешь вид, что в доме никого нет.
В) Позвонишь родителям или знакомым людям.
Г) Начнёшь кричать или шуметь.
3. Если ты услышишь, что дверь вашей квартиры кто-то открывает, как ты поступишь:
А) Будешь ждать того, кто в неё войдёт.
Б) Спросишь, кто там.
В) Сообщишь родителям.
4. Если к тебе на улице подойдёт незнакомый человек, как ты поступишь:
А) Вступишь с ним в разговор.
Б) Молча отойдёшь в сторону.
В) Подойдёшь туда, где есть люди.
Г) Начнёшь шуметь, чтобы обратить внимание на себя посторонних людей.
5. Если во дворе к тебе подойдут незнакомые тебе ранее ребята и предложат пойти к тебе домой поиграть, как ты поступишь:
А) Охотно пригласишь к себе домой.
Б) Откажешь им.
В) Свяжешься с родными и спросишь у них разрешения.
Г) Пообещаешь пригласить их к себе в следующий раз, когда будут дома взрослые.
6. Если ты хочешь войти в подъезд, и за тобой идут один или несколько незнакомых тебе людей, как ты поступишь:
А) Не пойдёшь в подъезд.
Б) Дождёшься знакомых или соседей и тогда пойдёшь в подъезд.
В) Позвонишь родителям по мобильному телефону.
Г) Пройдёшь мимо своего дома и пойдёшь туда, где больше людей.
7. Если ты войдёшь в подъезд и увидишь там одного или несколько незнакомых тебе людей, как ты поступишь:
А) Немедленно выйдешь из подъезда.
Б) Пойдёшь спокойно по лестнице.
В) Позвонишь в любую квартиру.
Г) Начнёшь звать на помощь.
Анкетирование детей № 2.
— Запиши рабочий номер телефона твоих родителей.
— Запиши мобильный номер телефона родителей.
— Что означает номер телефона 01? 02? 03?
— Знаешь ли ты номер телефона своих соседей и близких друзей?
— Знаешь ли ты, как поступить, если ты потерялся?
— Знаешь ли ты как поступить, если в квартире что-то случилось?
— Знаешь ли ты как вызвать в случае необходимости службу спасения?
— Знаешь ли ты как поступить, если с тобой произошло что-то плохое?
Анкетирование родителей.
— Говорите ли вы своему ребёнку о том, что он может быть подвергнут насилию?
— Как вы учите своего ребёнка предупреждать насилие по отношению к нему и бороться с ним?
— Знает ли ваш ребёнок телефоны экстренной помощи?
— Комментируете ли вы своему ребёнку передачи, связанные с борьбой с насилием?
— Какие правила самозащиты известны вашему ребёнку?
Ход собрания
Уважаемые мамы и папы!
Сегодня нам предстоит обсуждение очень серьёзной темы — насилие и как уберечь наших детей от него. Ведь безопасность детей во многом зависит от того, что мы посоветуем детям, чему научим. И именно исходя из наших с вами советов они будут вести себя в трудной ситуации. В наших силах сделать, чтобы этих трудных ситуаций не возникало. Об этом и поговорим сегодня.
Насилие — это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.
Насилие в семье — это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Существует еще другое определение: под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть.
Насилие совершается и в подростковой среде. Чаще всего оно совершается в школе или на улице.
Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др.
Чаще всего встречается сочетание нескольких видов насилия одновременно.
В отношении детей выделяют следующие виды насилия:
- Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) — это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.
2. Психическое / эмоциональное /- это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т.п.
Ситуация.
Ребёнка дразнят, обзывают обидными прозвищами и во дворе, и в школе. Он отказывается идти в школу. Родители идут к детям разбираться. На некоторое время всё успокаивается, а затем издевательство повторяется и становится ещё более изощрённым.
3. Экономическое — это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.
Ситуация.
Настроение ребёнка сменилось угрюмостью и нежеланием идти в школу. Спустя какое-то время родители узнали, что по дороге в школу взрослые мальчишки забирают у него деньги, которые родители дают на завтраки.
4. Сексуальное — это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетнему. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Иногда сексуальное насилие рассматривают как разновидность физического насилия.
Ситуация.
Случайно родители обнаружили на теле девочки, ученицы 4 класса синяки. Долго родители выясняли причину их происхождения. Услышанное повергло их в шок. Подростки несколько раз загоняли её и других девочек в подвал соседнего дома и подвергали их оральному сексу. За сопротивление били и приказывали молчать, грозя рассказать всё родителям девочек.
5. Физическое — это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.
Как проявляется то или иное насилие?
1. Запугивание и угрозы — внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.
2. Изоляция — постоянный контроль за тем, что делает ребенок, с кем дружит, встречается, разговаривает; запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.
3. Физическое наказание — избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.
4. Эмоциональное (психическое) насилие — не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок — самый худший, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка и др.
Причины возникновения насилия в семье и школе многочисленны. Среди них можно выделить две группы: одна причины, находящиеся в самой семье, во взаимоотношениях между ее членами; другая — вне семьи. Одна группа причин нередко порождает другую. Чаще всего насилие совершается в стрессовой ситуации. За последние годы наблюдается рост различных видов насилия и в благополучных семьях.
Внешние причины насилия:
- распространение в обществе алкоголизма, наркомании;
- кризис морали;
- кризис культуры;
- влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия над личностью, картины террористических актов, акты вандализма, садизма и др.
Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье: материальные трудности; наличие в семье безработного; нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство среди членов семьи; наличие наркоманов в семье; неполная семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие многих моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости, пропагандируемый в обществе.
Последствия семейного насилия для ребенка. Почему порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд. Невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества?
- Они преподают ребенку урок насилия.
- Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, — что он любим.
- Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.
- В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители таким образом срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.
- Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже.
- Они учат принимать на веру противоречивые доказательства: «Я бью тебя для твоего собственного блага». Мозг ребенка хранит эту информацию.
- Они разрушают восприимчивость к собственному состраданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.
Какой урок, и с какими последствиями сможет вынести ребенок из порки и битья?
Ребенок узнает:
- что он не заслуживает уважения;
- что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);
- что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;
- что насилие — это проявление любви;
- что отрицание чувств — нормальное здоровое явление;
- что от взрослых нет защиты.
Тело человека хорошо запоминает и хранит в себе калечащие следы этого «воспитания».
Таким образом, можно сделать вывод, что насилие в любой форме неприемлемо. Люди должны уважительно относиться друг к другу.
Уважаемые мамы и папы!
В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.
Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.
Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни...
— Выучите с ребёнком номера телефонов служб спасения в трудной жизненной ситуации.
— Выучите с ним ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.
— Учите его вечером рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
— Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте с ним вместе.
— Обсуждайте с ним примеры находчивости и мужества детей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
— Не иронизируйте, если ребёнок в какой-то ситуации оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите ему возможные пути решения возникшей проблемы.
— Если проблемы связаны с тем, что ваш ребёнок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его результатами.
— Если взрослые люди из числа ваших знакомых и друзей вызывают у вас опасения в отношении вашего ребёнка, проверьте свои сомнения и не стесняйтесь разорвать с ними отношения.
— Постарайтесь удовлетворить любознательность и любопытство ребёнка, предупреждая его вопросы заранее, а не после того, как он получил информацию из третьих рук.
— Постарайтесь сделать так, чтобы ребёнок с раннего детства усвоил то, что ему разрешается и то, на что налагается абсолютный запрет.
— Учите ребёнка предполагать последствия своих поступков. Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если...
— Если ваш ребёнок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего жизнь невозможна.
— Не обсуждайте при ребёнке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.
— Не формируйте у своего ребёнка комплекс вины за случившееся.
— Не позволяйте другим людям выражать вашему ребёнку сочувствие и жалость. Это формирует комплекс «белой вороны».
— Дайте возможность своему ребёнку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.
— Если в этом есть необходимость, пройдите вместе с ним курс психологической реабилитации.
— Постарайтесь переключить внимание ребёнка с пережитой им ситуации на новые занятия или увлечения.
— Ни в коем случае никогда не оставляйте нерешёнными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья вашего ребёнка.
— Не идите на компромиссы со своей совестью, если это касается чужой жизни, даже если это ваш ребёнок. Спустя годы ваш компромисс может обернуться против вас.
Анализ анкетирования родителей и детей.