ЗАНЯТИЕ 1 Тема «Выбор профессии»

Цели:

  • изучить личностные особенности, интересы и склонности обучающихся;
  • познакомить с  правилами выбора профессии;
  • помочь обучающимся определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

Форма: практикум, игровая деятельность.

Подготовительная работа.

Для проведения занятия каждой команде заготавливаются бланки с характеристиками профессий, таблички с буквами, схемы анализа профессий, разработанной Н.С. Пряжниковым. 

Ход занятия:

Выбор профессии — наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. На нашем занятии вы познакомитесь с правилами выбора профессии.

1. Знакомство

Участникам по кругу предлагается представиться и рассказать немного о себе.

2. Игра «Самая-самая»

Участники делятся на 2 команды. Каждой команде дается следующая инструкция:
Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика — самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми-самыми денежными?
Участникам предлагаются следующие характеристики:

  • самая зеленая профессия;
  • самая сладкая профессия;
  • самая денежная профессия;
  • самая волосатая профессия;
  • самая детская профессия;
  • самая неприличная профессия;
  • самая смешная профессия;
  • самая общительная профессия;
  • самая серьезная профессия.

Каждая команда дает свои варианты ответов.

3. Игра «Профессия на букву»

Командам предлагаются буквы. Задача участников — написать как можно больше профессий, начинающихся на эти буквы. Желательно не предлагать больше 5 букв, иначе игра перестанет казаться увлекательной.

4. Правила выбора профессии

  • Необходимо изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и специалисты необходимы в регионе, где вы проживаете.
  • Важно изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, особенности познавательных процессов, здоровье, самооценку, уровень притязаний и др.).
  • Следует выбрать наиболее привлекательную, подходящую профессию.
  • Подробно изучить выбранную профессию: ознакомиться с профессиограммой, определить формулу профессии, уточнить содержание, условия труда и требования, предъявляемые профессией к человеку. Изучить возможности ее приобретения и перспективы профессионального роста.
  • Попробовать свои силы в выбранной профессии (в кружках по интересам, в учебно-производственном комбинате).
  • Сравнить полученные знания о профессии со своими возможностями, посоветоваться с родителями, учителями, врачами, психологом, получить квалифицированную профконсультацию.
  • При определении соответствия своих профессиональных возможностей требованиям выбранной профессии получить в школе или УПК первоначальную профессиональную подготовку, реализовывать самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению.
  • При отсутствии указанного соответствия найти запасной вариант профессионального выбора.
  • Выбрав для себя будущую профессию, необходимо проявлять настойчивость в реализации намерения и овладении профессией в совершенстве.

5. Знакомство со схемой

Участники знакомятся со схемой анализа профессий, разработанной Н.С. Пряжниковым. 

(перечень основных характеристик профессий)

Предмет труда:

1) животные, растения, (природа)
2) материалы
3) люди (дети, взрослые)
4) техника, транспорт
5) знаковые системы (тексты, информация в компьютерах)
6) художественный образ

Цель труда:

1) контроль, оценка, диагноз
2) преобразовательная
3) изобретательная
4) транспортирование
5) обслуживание
6) собственное развитие

Средства труда:

1) ручные и простые приспособления
2) механические
3) автоматические
4) функциональные (речь, мимика, зрение, слух)
5) теоретические (знания, способы мышления)
6) переносные или стационарные средства

Условия труда:

1) бытовой микроклимат
2) большие помещения с людьми
3) обычный производственный цех
4) необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность)
5) экстремальные условия (риск для жизни и здоровья)
6) работа на открытом воздухе
7) работа сидя, стоя, в движении
8) домашний кабинет

Характер общения в труде:

1) минимальное общение (индивидуальный труд)
2) клиенты, посетители
3) обычный коллектив (одни и те же лица)
4) работа с аудиториями
5) выраженная дисциплина, субординация в труде

Ответственность в труде:

1) материальная
2) моральная
4) за жизнь и здоровье людей
5) невыраженная ответственность

Особенности труда:

1) большая зарплата
2) льготы
3) «соблазны» (возможность брать взятки)
4) изысканные отношения, встречи со знаменитостями
5) частые командировки
6) законченный результат труда (можно полюбоваться)

Типичные трудности:

1) нервное напряжение
2) профзаболевания
3) распространены мат и сквернословие
4) возможность оказаться в тюрьме
5) невысокий престиж работы

Минимальный уровень образования для работы:

1) без специального образования (после школы)
2) начальное профессиональное образование (СПТУ)
3) среднее профессиональное образование (техникум)
4) высшее профессиональное образование (вуз)
5) ученая степень (аспирантура, академия)

6. Упражнение «Закодируй профессию»

Каждая команда должна закодировать какую-нибудь профессию по предлагаемой схеме. После этого командам надо отгадать, какую профессию закодировали их соперники.

Обратная связь

Участники делятся впечатлениями о занятии.