ЗАНЯТИЕ 4 Тема «Профессиограмма»

Цели:

  • изучить личностные особенности, интересы и склонности обучающихся;
  • познакомить с термином профессиограмма и ее структурой;
  • составить с обучающимися примерное резюме.

Форма: практикум, игровая деятельность.

Подготовительная работа.

Для проведения занятия каждому участнику заготавливаются чистые листы, ручки, бланки с анкетами.

Ход занятия:

Что такое профессиограмма?

Это описание профессии, включающее в себя основные требования, предъявляемые профессией к личностным качествам человека.
Все профессиограммы построены примерно по такой схеме:

  • название профессии;
  • вид труда (ручной, механизированный, автоматизированный, интеллектуальный);
  • предмет и продукт труда;
  • знания и умения, необходимые для выполнения работы;
  • условия работы;
  • медицинские противопоказания;
  • требования к человеку;
  • пути получения профессии.

Упражнение

Каждому участнику предлагается выбрать наиболее привлекательную для себя профессию и составить для нее профессиограмму.

Задание: «Устраиваемся на работу по правилам».
Представьте себе, что вы уже определились в выборе профессии и получили образование. Сейчас я расскажу вам о некоторых правилах, которые можно использовать при устройстве на работу.
Как известно, первое впечатление во многом определяет ход дальнейших взаимоотношений. Это особенно важно, когда мы устраиваемся на работу. Работодатель, прежде всего, обращает внимание на анкету и автобиографию потенциального сотрудника. Какие же особенности этого процесса необходимо учитывать?

  • Получая анкету для заполнения, попросите 2 экземпляра. Одна понадобится вам для черновика; окончательный вариант анкеты должен быть заполнен безукоризненно, без ошибок и опечаток.
  • Не оставляйте незаполненной ни одну графу. Если ответы не имеют к вам отношения, пишите «нет», «не имеется», «не был» и т.д. Это даст понять, что вы не пропустили ни одного вопроса.
  • Если некоторые вопросы касаются информации, которую вам не хотелось бы разглашать (например, о наличии судимостей), рекомендуется все же писать правду. Подобные данные легко проверить, и их сокрытие будет расценено не в вашу пользу.
  • Постарайтесь зафиксировать в анкете ценную информацию, касающуюся вашей квалификации, причем не только по специальности, но и в других областях (умение пользоваться компьютером, факсом).
  • Если нанимающая вас организация, изучив анкету, проявит к вам интерес, последует приглашение на собеседование. Готовясь к нему, необходимо избрать стратегию поведения. В центре ваших вопросов и ответов на собеседовании на первом месте должна быть фирма или организация, в которую вы устраиваетесь, а не зарплата.

Во время собеседования:

  • Постарайтесь произвести благоприятное первое впечатление.
  • Сохраняйте выдержку, держитесь непринужденно.
  • Говорите четко и ясно. Не стискивайте руки, не теребите украшения, волосы.
  • Отвечайте на вопросы, не уклоняясь. Избегайте односложных ответов, но не будьте слишком многословны.

 

Давайте составим примерное резюме:

Участники составляют резюме по следующей схеме:

Ф.И.О.
Возраст
Образование
Желаемая вакансия
Опыт работы
Ваши навыки и умения
Ваши сильные и слабые стороны

Сюжетно-ролевая игра «Устраиваемся на работу»

Из группы выбираются 2 добровольца. Один будет устраиваться на работу, другой — проводить собеседование.

АНКЕТА

Ф.И.О. _____________________________________________________

1. Дата рождения ______________________________________

2. Какую профессию и учебное заведение вы выбрали?
Профессия:___________________________________________
Учебное заведение:_____________________________________

3. Какую профессию советуют вам выбрать?
Родители:___________________________________________
Учителя:______________________________________________
Друзья:___________________________________________

4. Какие школьные предметы вам нравятся больше всего?______________________________________________________

5. Чем вы любите заниматься в свободное время?____________________________________________

6. Какая область деятельности вас больше интересует? (нужное подчеркнуть)
a. Естественнонаучная (математика, физика, химия, биология, медицина, геология, сельское хозяйство)
b. Общественно-научная (история, философия, экономика, право)
c. Гуманитарная (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология)
d. Искусство (музыкальное, театральное, изобразительное, вокальное)
e. Определенные интересы отсутствуют

7. В каких кружках вы занимаетесь дополнительно?_____________________________________________________

8. В какой работе класса вы принимаете активное участие?_______________________________________________________

9. Какие профессии вас привлекают? Назовите их ...___________________________________________________

10. Ваши отметки по следующим предметам:

Алгебра
Физика
Химия
Биология
География
История

Геометрия
Литература
Русский язык
Иностр. язык
Трудовое обучение
Черчение

11. Сколько времени вы делаете уроки?___________________________________________________

12. Имеются ли у вас хронические заболевания?________________________________________________