Школьный психолог
Анализ работы педагога-психолога МБОУ «Нижнежуравская ООШ» по психологическому сопровождению образовательного процесса в 2018-2019 учебном году
Цели работы педагога-психолога образовательной организации:
- Оказывать содействие по созданию психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.
- Способствовать сохранению и укреплению психологического и физического здоровья детей.
- Оказывать содействие обеспечению оптимального развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.
- Способствовать формированию социальной среды жизнедеятельности ребенка, способствующей максимальному раскрытию потенциальных возможностей и способностей ребенка, оказание помощи в организации непрерывного и эффективного образовательного процесса.
- Оказывать содействие по созданию оптимальных условий развития социально-психологической компетентности педагогов и родителей.
Задачи, которые необходимо было решать педагогом-психологом в течение учебного года:
- Принимать участие в создании системы психологического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс;
- Способствовать обеспечению формирования и развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования;
- Принимать участие в разработке критериев и методов оценивания сформированности метапредметных и личностных компетенций;
- Способствовать повышению квалификации педагогов и просвещению родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций;
- Взаимодействовать с участниками образовательных отношений для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий детей и развивающей траектории образовательной организации;
- Принимать участие в подготовкае пакета материалов по психологическому сопровождению обучающихся.
Работа педагога-психолога регламентировалась следующими нормативно-правовыми документами:
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 373от 06.11.2009 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)», а так же разработанная в соответствии с требованиями ФГОС НОО и рекомендованная Решением Координационного Совета по вопросам организации введения ФГОС при Минобрнауки Примерная основная образовательная программа НОО;
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 761н от 26.08.2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897от 17 декабря 2010 г. „Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования“;
- Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации N 273-ФЗ от 29.12.2012»;
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель);
- Проект Приказа Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии» (по состоянию на 11.09.2013) (подготовлен Минтрудом России);
- Приказ МО РО «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога образовательных организаций Ростовской области»;
- Приказами МУ «Отдел образования Администрации Константиновского района», локальными актами МБОУ «Нижнежуравская ООШ», целями и задачами деятельности школы.
В МБОУ «Нижнежуравская ООШ» поддерживается межведомственное взаимодействие со следующими организациями:
— Администрация Константиновского района и Авиловского сельского поселения;
— МУ «Отдел образования Администрации Константиновского района»;
— Комитет по делам молодежи Администрации Константиновского района;
— Комиссия по делам несовершеннолетних Администрации Константиновского района;
— Подразделение по делам несовершеннолетних ОМВД по Константиновскому району;
— Центр внешкольной работы г. Константиновска;
— МБУЗ Константиновская ЦРБ;
— ГУРО «Социально-реабилитационный центр» г. Константиновска;
— ПМПК Константиновского района.
В течение года велась совместная работа педагога-психолога с коллективом школы и внештатным инспектором Пятирублевой О.А., уполномоченным по правам ребенка Мельниковой Ю.В.
Работа педагога-психолога в 2018-2019 учебном году велась по следующим направлениям:
- Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, групп риска возникновения школьной дезадаптации 1 класса.
Согласно плану работы педагога-психолога в сентябре 2018 года проводилась диагностика по определению готовности 1 класса к обучению в школе. Использовалась следующие методики: методика Керна — Йерасика, триада Венгера-Эльконина, методика Греефа. Цель — исследование готовности детей к школьному обучению для осуществления индивидуального подхода и предупреждения школьного неуспеха. Были получены данные представленные в таблице № 1.
Таблица № 1.
Класс Учитель Количество обучающихся |
Уровень готовности к школьному обучению |
По классу |
||||||
Особо высокий |
Высокий |
Выше среднего |
Средний |
Ниже среднего |
Низкий |
Особо низкий |
||
1 класс 7 обучающихся Кл. руководитель: Невольченко Н.В. |
- |
- |
2 |
2 |
1 |
2 |
- |
Готовы — 28,4 % |
Условно готовы — 28,4 % |
||||||||
Условно не готовы — 14,4% |
||||||||
Не готовы — 28,4% |
По результатам исследования педагогом-психологом были проведены следующие мероприятия:
— в программу внеурочной деятельности «Школа общения» были включены коррекционно-развивающие упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы,
— проведена групповая консультация педагогов «Готовность первоклассников к школе, психологические проблемы первоклассников, организация работы в классе. Профилактика дезадаптационных состояний школьников»,
— проведены индивидуальные консультации учителей, работающих в 1 классе, с целью повышение квалификации педагогов в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций обучающихся, развития универсальных учебных действий,
— участие в 2 родительских собраниях 1 класса, с целью просвещения родителей в вопросах воспитания, обучения и развития обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей первоклассников,
— разработка рекомендаций для родителей «В семье первоклассник: организация домашней развивающей среды, режима дня, помощь и поддержка ребенка родителями»,
— разработка рекомендации для педагогов и родителей «Особенности адаптации первоклассников к обучению в школе».
Двое обучающихся, не готовых к обучению в 1 классе с согласия родителей были поставлены на учет школьного ПМПк. С ними проводились дополнительные психологические обследования, классным руководителем совместно с педагогом-психологом были разработаны индивидуальные комплексные программы сопровождения.
В октябре 2018г., марте 2019г. проводилась диагностика, с целью выявления особенностей периода адаптации к процессу обучения первоклассников. В 1 классе использовался опросник Л.М.Ковалевой и Н.Н.Тарасенко, который помогает систематизировать представление о ребёнке, начинающем учиться в школе. Мониторинг адаптации обучающихся 1 класса в течение года представлен в таблице № 2.
Таблица № 2.
Уровень адаптации |
|||
Хорошо адаптированы |
Средняя степень дезадаптации |
Серьезная степень дезадаптации |
|
Октябрь 2018г |
4 учащихся (57%) |
1 учащийся (14%) |
2 учащихся (29%) |
Март 2019г. |
4 учащихся (57%) |
1 учащийся (14%) |
2 учащихся (29%) |
Анализируя результаты, полученные в октябре и результаты, полученные в марте, можно сделать следующие выводы:
— 57% обучающихся успешно адаптированы к школе.
— У 2 обучающихся наконец обучения в 1 классе сохраняется серьёзная степень дезадаптации. Следовательно, проводимая работа, с целью профилактики дезадаптационных состояний школьников положительных результатов не дала. С согласия родителей данные обучающиеся были направлены на ПМПК Константиновского района, для определения дальнейшего образовательного маршрута этих детей.
Также анализируя полученные данные, был сделан вывод, что в данном классе на формирование адаптации влияют:
— неготовность учащихся к школе, прослеживается у 42% первоклассников,
— невротические симптомы, наблюдаются у 25% первоклассников,
— инфантилизм — 85%,
— чрезмерная расторможенность — 71%,
— инертность нервной системы, свойственна 57% первоклассников,
— недостаточная произвольность психических процессов, наблюдаются у 57% первоклассников,
— низкая мотивация — 42%,
— астенический синдром, свойственен 14% первоклассников,
— нарушение интеллектуальной деятельности — 14%.
По результатам исследования педагогом-психологом были проведены следующие мероприятия:
— в программу внеурочной деятельности «Школа общения» были включены коррекционно-развивающие упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы,
— проведены индивидуальные консультации учителей, работающих в 1 классе, по вопросам профилактики дезадаптационных состояний школьников,
— разработка рекомендации для педагогов и родителей «Особенности адаптации первоклассников к обучению в школе»,
— проведены индивидуальные консультации с родителями, дети, которых, нуждаются в обследовании ПМПК.
- Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, групп риска возникновения школьной дезадаптации 5 класса.
В ноябре 2018г., апреле 2019г. с целью выявления группы риска возникновения школьной дезадаптации была использована методика Филлипса. Мониторинг адаптации обучающихся 5 класса в течение года представлен в таблице № 3.
Таблица № 3.
Уровень адаптации |
|||
Хорошо адаптированные |
Средняя степень тревожности |
Высокая степень тревожность |
|
Ноябрь 2018г |
8 учащихся (67 %) |
4 учащихся (33 %) |
0 учащихся (0 %) |
Апрель 2019г. |
9 учащихся (75%) |
3 учащихся (25%) |
0 учащийся (0 %) |
Самые высокие показатели тревожности учащихся 5 класса связаны со страхом ситуации проверки знаний, страхом самовыражения, страхом не соответствовать ожиданиям окружающих.
По результатам исследования педагогом-психологом были проведены следующие мероприятия:
— в программу внеурочной деятельности «Школа общения» были включены коррекционно-развивающие упражнения, направленные на развитие у обучающихся индивидуального стиля обучения и общения, освобождения от страхов, обучение навыкам принятия решений,
— проведены индивидуальные консультации с классным руководителем по вопросам разработки классных часов, созданию комфортных психологических условий в коллективе обучающихся,
— проведено просветительское мероприятие «Психологические проблемы в учебной деятельности, свойственные пятиклассникам» для учителей-предметников,
— разработаны рекомендации для родителей «В семье пятиклассник».
- Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов.
В 2018-2019 учебном году в МБОУ «Нижнежуравская ООШ» обучалось 2 ребенка-инвалида и 8 обучающихся с ОВЗ. В течение года по запросу ПМПк педагогом-психологом проводились индивидуальные обследования данных обучающихся, с целью определения динамики развития. Осуществлялось индивидуальное консультирование родителей и педагогов по вопросам организации образовательного процесса для данной категории обучающихся. На основании приказов МУ «Отдел образования Администрации Константиновского района» и ИПРА в отношении 2 детей-инвалидов реализовались индивидуальные программы реабилитации или абилитации. На основании рекомендации заключений ПМПК детей с ОВЗ, проводились по возможности (исходя в рабочего времени) индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. Была проведена групповая консультация для педагогов «Создание адаптивной среды для детей-инвалидов, детей с ОВЗ, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию обучающихся данных категорий в образовательной организации».
- Проведение профориентационной работы.
В рамках данного направления педагогом-психологом были проведены следующие мероприятия:
- Просветительское мероприятие для обучающихся 9 класса «Урок занятости. Рынок труда Ростовской области» — сентябрь 2018г.
- Просветительское мероприятие (в рамках родительского собрания) «Помощь родителей в профессиональном самоопределении выпускников. Типичные ошибки при выборе профессии» — октябрь 2018г.
- Групповое психологическое обследование обучающихся 9 класса, с целью выявления профессиональных интересов и склонностей. (Опросник профессиональных склонностей) — декабрь 2018г.
- Индивидуальная консультация классного руководителя 9 класса Мельниковой Ю.В. по вопросу «Помощь в профессиональном самоопределении выпускников, с учетом их профессиональных интересов и склонностей» — декабрь 2018г.
- Групповая консультация родителей (в рамках родительского собрания) «Как помочь детям подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье» — февраль 2019г.
- Просветительское мероприятие (в рамках родительского собрания) «Психологическая поддержка выпускника родителями» — март 2019г.
- Групповая консультация обучающихся 9 класса «Как готовиться к экзаменам. Как справиться с тревогой» — апрель 2019г.
- Групповая консультация обучающихся 9 класса «Мобилизация интеллектуальных возможностей при подготовке и сдаче экзаменов» — май 2019г.
- Психолого-педагогическое сопровождение учащихся группы риска развития кризисных состояний и суицидального поведения.
Согласно плану педагога-психолога в сентябре 2018г., январе 2019г. были проведены групповые консультации классных руководителей, с целью обучения методике заполнения «Таблицы факторов наличия кризисной ситуации у учащихся». Анализируя полученные данные было определено общее количество обучающихся занесенных классными руководителями в «Таблицы факторов наличия кризисной ситуации у обучающихся», количество обучающих, выявленных по двум и более факторам, количество обучающих, включенных в первичную группу риска. С обучающимися группы первичного риска были проведено психологического тестирования, с использованием методик для определения степени выраженности суицидальных намерений, с целью составления списка группы риска развития кризисного состояния. С целью профилактики кризисных состояний и суицидального поведения среди обучающихся были проведены групповые консультации для педагогов «Профилактика жестокого обращения с детьми, насилия и суицидов среди несовершеннолетних; о правилах поведения в кризисной ситуации, службах и специалистах, способных оказать помощь детям»; «Особенности суицидального поведения несовершеннолетних». В рамках общешкольного родительского собрание педагогом-психологом было представлено выступление «Психологические особенности подросткового возраста и профилактика суицидального поведения несовершеннолетних».
- Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации; проживающих в принимающей семье. По данному направлению проводилось консультирование внештатного инспектора по охране прав детей, классных руководителей, опекунов по проблемам воспитания и обучения, по созданию условий для реализации потребностей детей.
В МБОУ «Нижнежуравская ООШ» работает ПМПк с целью оказания специализированной помощи учащимся, родителям и педагогам. В течение 2018-2019 учебного года педагог-психолог принимал участие в заседаниях ПМПк. На каждого учащегося включенного в список ПМПк, педагогом-психологом были подготовлены карты развития, психологические характеристики.
В течение года педагогом-психологом проводилась работа по профилактики употребления обучающимися ПАВ. В рамках данного направления были организованы следующие мероприятия:
- Занятие-практикум «Умей сказать НЕТ!» среди обучающихся 6-7 классов.
- Просветительское мероприятие для родителей обучающихся 9 класса «СПИД — незримая угроза. Мифы и реальность».
- Просветительское мероприятие для обучающихся 9 класса «СПИД — незримая угроза. Мифы и реальность».
- Профилактическое занятие для обучающихся начальной школы «Курение — опасно для здоровья!»
- Профилактическое занятие для обучающихся основной школы «Курение — вредит здоровью!»
В апреле 2019г. педагогом-психологом было организовано и проведено социально-психологическое тестирование обучающихся на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. В данном тестировании приняли участие обучающиеся 7-9 классов (29 человек).
В течение года педагог-психолог принимал участие в заседаниях районного объединения педагогов-психологов.
В течение учебного года наиболее актуальными были вопросы связанные с низким уровнем учебной мотивации, проявлением агрессивности среди обучающихся, личностными проблемами, школьной неуспеваемости, профориентации. Считаю, что недостаточно было уделено времени следующим направлениям работы:
— Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса по развитию универсальных учебных действий (УУД) в соответствии с ФГОС.
— Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего и дошкольного возраста.
В новом учебном году необходимо отвести время на работу по данным направлениям работы и продолжить вести работу по реализации целей и задач педагога-психолога, согласно базовому компоненту деятельности педагога-психолога образовательных организаций.
Директор МБОУ «Нижнежуравская ООШ» ____________ Л.И. Домницкая
Педагог-психолог _______________________ Н.Д. Рябышенкова