Дошкольная группа «Капитошка»
Воспитательно-образовательный процесс
Анализ воспитательно-образовательной работы дошкольной группы Капитошка за 2014-2015 учебный год
В прошедшем году дошкольная группа работала по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. Реализуемая программа помогает наиболее полному личностному развитию воспитанников, повышает их информативный уровень и способствует применению полученных знаний, умений и навыков в их практической деятельности, даёт возможность педагогам реализовать свой творческий потенциал.
Итоги диагностирования показали, что все дети справляются с программой. Высокий показатель по познавательной активности и любознательности имеют 50 % детей, средний 45,0 % низкий 5 %. В 2014 году выпустили 10 детей. Дети подготовлены к школе на достаточно хорошем уровне. Педагогический коллектив поддерживает связь с учителями начальной школы, которые свидетельствуют о достаточно хорошем уровне развития самостоятельности, эмоциональности, самодисциплине, способности к познавательной деятельности, учебной активности, коммуникативным навыкам.
Приоритетными направлениями работы в 2013-2014 учебном году являлись:
- Поддержание физического здоровья детей через удовлетворение их природной потребности в двигательной активности и продолжения организации комплексного подхода к формированию здорового образа жизни.
- Формирование у дошкольников мотивов нравственного поведения на основе согласования собственных потребностей и стремлений с потребностями и стремлениями взаимодействующих с ними людей, через продолжение работы по нравственно-патриотическому воспитанию и развитию игры.
- Оказание своевременной коррекционно-развивающей помощи детям, отстающим в развитии.
- Качественно улучшить работу по физическому развитию и воспитанию детей всех возрастных групп. Поднять на более высокий уровень систему физкультурно-оздоровительных мероприятий: утренняя гимнастика, закаливание, физкультурный досуг.
- Способствовать повышению профессионального мастерства педагогов по работе с детьми с нарушениями речи.
- Активизировать работу по организации игровой и театральной деятельности детей.
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни – были и остаются первостепенной задачей детского воспитания. В связи с этим программа организует разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализует комплекс воспитательно-образовательных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Системная работа по физическому воспитанию включает:
- утреннюю гимнастику;
- физкультурные занятия, с элементами корригирующих упражнений по профилактике нарушения осанки, дыхательные упражнения;
- подвижные игры и игровые упражнения на улице;
- физкультминутки на занятиях;
- динамические паузы.
В режиме дня включены дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой моторики и тактильных ощущений. Для решения профилактической, коррекционно-образовательной и воспитательной задач используется гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения на свежем воздухе и т.д. Существенное место в решении многогранных задач физического воспитания занимают формы активного отдыха: спортивный досуг, праздники, дни и недели здоровья.
Профилактическая работа проводилась с применением комплекса закаливающих мероприятий:
- облегченная одежда для детей (при соответствующей температуре),
- одежда детей соответственно сезону;
- мытье рук прохладной водой по локоть;
- двигательная активность на прогулке, длительность прогулки;
- проветривание помещений;
- влажная уборка;
- витаминизация блюд.
Работа с семьей проводилась по пропаганде безопасного поведения детей на улицах, дороге, транспорте, в быту. Воспитатели оформили в групповых комнатах уголки безопасности дорожного движения. Проводились беседы для детей, консультации для родителей: «Не шути с огнем», «Я на дороге», «Не утони» и другие.
Успешно решены актуальные цели и задачи по разработке системы экологического образования, эффективно формирующей у дошкольников экологическую культуру, навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, активную жизненную позицию, любовь к своей малой Родине. Воспитатели провели с детьми мероприятия: викторина «Растения нашей местности», выставка рисунков «Мы рисуем природу», День птиц, выставка поделок из природного материала.
Воспитание любви к близким, своему отечеству, уважение к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия. К празднику Победы проведены мероприятия « 9 Мая - День Победы»
Разработаны и адаптированы к условиям детского сада конспекты занятий по экспериментированию: с водой, песком, глиной и т.д. Подобран и систематизирован литературный, дидактический, музыкальный и иллюстрированный материал. Продолжаем работать в этом направлении, и поставили себе перспективу на следующий учебный год: изготовить дидактические пособия природоведческого содержания для работы по развитию речи и для занятий по экологическому воспитанию - макеты природных зон России животного и растительного мира. Пользуемся апробированными конспектами игровых занятий для детей раннего возраста. Занимательные опыты, эксперименты, поиск необходимой информации и материалов обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеры), создавая особую атмосферу, которая позволяет каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
Воспитатели эффективно используют в работе с детьми развивающие и дидактические игры, игровые приемы и упражнения, умственные и речевые логические задачи. Умственное воспитание детей предусматривает развитие их мышления и речи. Вместе с развитием речи дети детского сада приобретают навыки умственного труда, у них совершенствуется умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать. У детей богатый чувственный опыт, полученный ими от восприятия различных предметов мира, природы, общественной жизни.
Разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию всесторонне развитого ребенка – вот главные аспекты работы педагогов с детьми.
Дети, посещающие детский сад, успешно освоили программы и показали хорошие результаты при диагностике. Основные показатели уровня знаний и умений детей:
высокий – 50,6 %
средний – 45,0 %
низкий - 4,4 %.
В младшей подгруппе с 3 до 4 лет результаты экспертной оценки нервно-психического развития детей на конец года показали соответствие возрасту по всем психическим процессам – активная речь, сенсорика, моторные навыки, игра – находятся в зоне полного развития.
В группе создана предметно - развивающая среда, которая способствует развитию разносторонних видов деятельности ребенка. Развивающая среда содержит социокультурные и природные предметные средства, позволяющие сформировать соответствующие им способы действия. В группе созданы необходимые условия, которые позволяют обеспечить разнообразие детской занятости по интересам.
Приобщение к духовной культуре, воспитание эстетического мировидения, формирование здорового образу жизни, максимальном развитии индивидуальных способностей каждого ребенка, социально-адаптированной личности стали основными направлениями работы. Воспитатели формируют у детей интерес к театрализованной деятельности и желание выступать перед сверстниками. Развивают способность свободно и естественно держаться перед зрителями. Побуждают детей к импровизации с использованием средств выразительности (мимики, жестов, движений и т.п.). Приобщают детей к высокохудожественной литературе, формируют запас литературных и художественных впечатлений. Развивают литературную, художественную речь. Реализуют потенциал эстетического, познавательного, социального и речевого развития. В течение года дети готовили инсценировки, мини спектакли, праздники для родителей. К 8 марта подготовили и провели утренник «Моя мама», инсценировка сказки «Колобок», совместно с родителями интересно прошла инсценированная игра «Семья», игра «В гостях у Чистюлькина», спортивные соревнования «Мама, папа, я», веселые старты. Воспитанию любви к природе, своей Родине были посвящены следующие мероприятия: подкормка птиц зимой, конкурс загадок о природе, выставка поделок из природного материала, посадка комнатных растений. Умению вести себя в общественных местах помогли такие мероприятия, как игра «Путешествие Незнайки в магазин».
По результатам анализа заявленных проблем можно сделать следующие выводы:
а) включить в годовой план работы направления по художественно-эстетическому воспитанию детей в дошкольном учреждении;
б) формирование осознанного отношения к своему здоровью через привитие культурно-гигиенических навыков самообслуживания;
в) трудовое воспитание;
г) правовое образование «Защита прав детства», работа с родителями, организация развивающей среды.
Воспитатели в большинстве своем делают все возможное для своего активного развития и верят в свои возможности. В целом организационная работа в соответствии с требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемыми в дошкольном образовательном учреждении, дала положительные результаты, помогла выявить слабые места, наметить пути решения проблем.