Анализ работы педагога-психолога МБОУ «Нижнежуравская ООШ» по психологическому сопровождению образовательного процесса в 2015-2016 учебном году
Целью работы педагога-психолога в течение учебного года было создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.
В ходе работы педагогом-психологом решались следующие задачи
— создание системы психологического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс;
— повышение квалификации педагогов и просвещение родителей в вопросах воспитания, развития детей;
— взаимодействие с участниками образовательных отношений для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей и развивающей траектории образовательной организации;
— подготовка пакета методических материалов по психологическому сопровождению обучающихся.
Работа проводимая педагогом-психологом регламентировалась следующими основными нормативно-правовыми документами:
— Приказ Министерства образования и науки РФ № 373от 06.11.2009 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)», а так же разработанная в соответствии с требованиями ФГОС НОО и рекомендованная Решением Координационного Совета по вопросам организации введения ФГОС при Минобрнауки Примерная основная образовательная программа НОО;
— Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 761н от 26.08.2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“;
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897от 17 декабря 2010 г. „Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования“;
— Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации N 273-ФЗ от 29.12.2012»;
— Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель);
— Проект Приказа Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии» (по состоянию на 11.09.2013) (подготовлен Минтрудом России).
В течение года велась совместная работа с коллективом школы и внештатным инспектором Пятирублевой О.А.
Работа педагога-психолога в 2015-2016 учебном году будет вестись по следующим направлениям:
1. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, поступивших в первый класс. Согласно плану работы педагога-психолога в сентябре 2015 года проводилась диагностика по определению готовности 1 класса к обучению в школе. Использовалась следующая методика: тест Керна — Йерасика. Цель — исследование готовности детей к школьному обучению для осуществления индивидуального подхода и предупреждения школьного неуспеха. Были получены данные представленные в таблице № 1.
Таблица № 1.
Уровень готовности к школьному обучению |
По классу |
|||
Готовы |
Условно готовы |
Условно не готовы |
Не готовы |
|
1 |
5 |
1 |
2 |
Готовы — 11% |
Условно готовы — 56% |
||||
Условно не готовы — 11% |
||||
Не готовы — 22% |
По результатам исследования педагогом-психологом были проведены следующие мероприятия:
— индивидуальные развивающие и коррекционные занятия с обучающимися не готовыми к обучению в 1 классе,
— групповые и индивидуальные консультации учителей, работающих в 1 классе, с целью повышение квалификации педагогов в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций обучающихся, развития универсальных учебных действий,
— участие в родительских собраниях 1 класса, с целью просвещения родителей в вопросах воспитания, обучения и развития обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Двое обучающихся, не готовых к обучению в 1 классе были поставлены на учет школьного ПМПК. С ними проводились дополнительные обследования, коррекционные и развивающие занятия. С согласия родителей Гук Александр был направлен на районный ПМПК, для определения индивидуального образовательного маршрута.
2. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, испытывающих трудности школьной адаптации. Работа по данному направлению велась с обучающимися 1 и 5 классов. В начале учебного года с данными группами детей проводились диагностики, с целью выявления особенностей периода адаптации к процессу обучения. В 1 классе использовался опросник Л.М.Ковалевой и Н.Н.Тарасенко,который помогает систематизировать представление о ребёнке, начинающем учиться в школе. В 5 классе была использована методика школьной тревожности Филипса.
Мониторинг адаптации обучающихся 1 класса в течение года представлен в таблице № 2.
Таблица № 2.
Уровень адаптации |
|||
Хорошо адаптированы |
Средняя степень дезадаптации |
Серьезная степень дезадаптации |
|
Октябрь 2015г |
6 учащихся (60%) |
2 учащихся (20%) |
2 учащихся (20%) |
Апрель 2016г. |
7 учащихся (64%) |
3 учащихся (27%) |
1 учащийся (9%) |
Анализируя результаты, полученные в октябре и результаты, полученные в апреле, можно сделать следующие выводы:
— В целом в классе уровень дезадаптации снизился. 64% обучающихся успешно адаптированы к школе.
— У 1 обучающихся серьёзная степень дезадаптации перешла в среднюю степень, что свидетельствует о правильности проводимой работы в данном направлении учителем, родителями.
В данном классе на формирование адаптации влияют:
— инфантилизм,
— гиперкинетический синдром,
— инертность нервной системы,
— недостаточная произвольность психических процессов,
— низкая мотивация.
По результатам исследования педагогом-психологом были проведены следующие мероприятия:
— индивидуальное консультирование родителей относительно адаптационного периода учащихся 1 класса,
— групповая консультация среди учителей начальных классов, воспитателей по теме «Факторы, влияющие на адаптацию первоклассников»,
— в ходе родительского собрания родителям были даны рекомендации по преодолению дезадаптации в 1 классе.
Мониторинг адаптации обучающихся 5 класса в течение года представлен в таблице № 3.
Таблица № 3.
Уровень адаптации |
|||
Хорошо адаптированные |
Средняя степень тревожности |
Высокая степень тревожность |
|
Октябрь 2015г |
4 учащихся (33,3%) |
4 учащихся (33,3%) |
4 учащихся (33,3%) |
Апрель 2016г. |
6 учащихся (55%) |
3 учащихся (27%) |
2 учащийся (18%) |
Самые высокие показатели тревожности учащихся 5 класса связаны со страхом ситуации проверки знаний, страхом самовыражения, страхом не соответствовать ожиданиям окружающих. Педагогом-психологом было проведено несколько классных часов в 5 классе, с целью выработки у обучающихся индивидуального стиля обучения и общения, освобождения от страхов, обучение навыкам принятия решений. Оказывалась методическая помощь классному руководителю по разработке классных часов, созданию комфортных психологических условий в коллективе обучающихся. По запросу родителей проводились индивидуальные консультации, с целью просвещения, психологической поддержки, консультирования по причинам возникающих у ребенка трудностей, давались рекомендаций по вопросам воспитания, обучения и развития обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
3. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся группы риска развития кризисных состояний и группы суицидального риска
Согласно плану педагога-психолога в сентябре было проведено обучения классных руководителей методике заполнения «Таблицы факторов наличия кризисной ситуации у учащихся».
Заполнение классными руководителями «Таблицы факторов наличия кризисной ситуации у учащихся» проходило в течение октября. Анализ полученных данных показал следующее: — общее количество обучающихся занесенных классными руководителями в «Таблицы факторов наличия кризисной ситуации у обучающихся» — 38 обучающихся. Обучающиеся, выявленные по двум и более факторам были включены в первичную группу риска. С обучающимися группы первичного риска были проведены беседы и психологического тестирования, с использованием методик для определения степени выраженности суицидальных намерений, с целью составления списка группы риска развития кризисного состояния. Работа с данной группой обучающихся, показала, что среди них нет учащихся, которых бы можно отнести в группу суицидального риска.
С февраля по март 2016 года было проведено повторное заполнение «Таблицы факторов наличия кризисной ситуации у учащихся». Анализ данных и результаты дальнейшей работы, показали, что среди учащихся МБОУ «Нижнежуравская ООШ» нет детей, которых бы можно отнести в группу суицидального риска.
Также по данному направлению работы педагогом-психологом в течение года была проанализирована информация о выполнении «Комплексной системы мер по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних Ростовской области» за 2013- I половины 2015 в МБОУ «Нижнежуравская ООШ», была подготовлена информация о профилактической деятельности МБОУ «Нижнежуравская ООШ» согласно Перечню, утвержденному приказом минобразования Ростовской области от 09.11.2015 № 795, и данная информация была представлена в МУ «Отдел образования Администрации Константиновского района» на бумажном носителе и в электронном виде.
4. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации; проживающих в принимающей семье. По данному направлению проводилось консультирование внештатного инспектора по охране прав детей, классных руководителей, опекунов по проблемам воспитания и обучения, по созданию условий для реализации потребностей детей.
5. В целях подготовки психологической подготовки к ГИА выпускников текущего года была организована следующая работа:
— Проведена консультативная и просветительская работа с учителями предметниками, работающими в 9 классах, с целью создания ситуации сотрудничества, анализа рекомендаций по оказанию помощи и поддержки учащимся.
— Проведено тестирование учащихся 9 класса по методике многомерной оценки детской тревожности (МОДТ) Е.Е. Ромицына «Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний», с целью выявления наиболее значимых причин волнения выпускников. Результаты данной работы определили направления дальнейшей индивидуальной коррекционной работы с учащимися 9 класса.
— Разработаны памятки-рекомендации учителям предметникам «Как помочьв процессе подготовки к ГИА», родителям «Как помочь детям подготовиться к экзаменам»,учащимся «Советы выпускникам». Обновлена информация на школьных стендах «Советы психолога», «Информация для выпускников».
— Проведены занятия «Мобилизация интеллектуальных возможностей школьников при подготовке и сдаче экзаменов», «Приемы совладения с экзаменационной тревожностью», «Деятельность мозга и питание». В ходе занятий совместно с учащимися разработана примерная тактика поведения в период подготовки и во время экзамена; проведено обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в свои силы.
В МБОУ «Нижнежуравская ООШ» работает ПМПК с целью оказания специализированной помощи учащимся, родителям и педагогам. В течение 2015-2016 учебного года проведено 5 заседаний консилиума, с участием педагога-психолога. На каждого учащегося включенного в список ПМПК, педагогом-психологом были подготовлены карты развития, психологические характеристики.
В течение года проводилась психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками, в том числе: посещение семей дома, личные беседы-консультации с родителями, тестирование детей «группы риска». С детьми проводились профилактические беседы, индивидуальные консультации, ежедневный контроль за посещаемостью, наблюдение на уроках. Давались рекомендации и консультации учителям-предметникам, работающим с такими детьми и их родителям.
Результатом работы можно считать то, что в классах сократилось число обучающихся группы риска. Но ещё остаются некоторые проблемы: межличностные конфликты, низкий уровень учебной мотивации у некоторых обучающихся.
В 2015 −2016 учебном году проводились внеплановое консультирование учителей, родителей по проблемам: агрессивности, личностным проблемам, проблемам общения, воровства, школьной неуспеваемости, школьным прогулам, по вопросам развития, по конфликтам в семье и школе, профориентации. Обобщив результат можно сделать вывод, что наиболее актуальными являются вопросы:
1) связанные с конфликтными ситуациями и низким уровнем толерантности в окружающем социуме,
2) низкая учебная мотивация учащихся.
В новом учебном году будет продолжаться вестись работа по реализации целей и задач педагога-психолога, согласно базовому компоненту деятельности педагога-психолога образовательных организаций.
Педагог-психолог _______________________ Н.Д. Рябышенкова