Классный час «За что я люблю эту жизнь!»

Автор: Ушакова Ольга Анатольевна, педагог — психолог, Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области «Донской техникум кулинарного искусства и бизнеса»

Основными целями классного часа являются:

— Способствовать формированию адаптивного отношения обучающихся к жизни, стрессовым и нестандартным ситуациям;

— способствовать формированию и определению смысложизненных ориентаций и осознания ценности жизни;

— осуществлять профилактику суицидов и суицидального поведения среди несовершеннолетних;

— стабилизировать и укреплять психологическое здоровье участников образовательного процесса;

— научить обучающихся воспринимать жизненные трудности, сопровождающиеся различными эмоциями и переживаниями, как временные события, которые можно преодолеть и разрешить;

— ориентировать обучающихся на позитивные стороны жизни, успех и здоровые отношения.

Целевая аудитория: обучающиеся 1 курса ГБОУ СПО РО ДонТКИиБ в возрасте от 15 до 17 лет (девушки и юноши). В группе должно быть не более 25 человек.

Время проведения — 50 минут.

Сценарий классного часа

Вводная часть.

Педагог: Добрый день, уважаемые ребята! Сегодня мы с вами поговорим о том, что является ценным для человека. Я думаю, что нет на планете человека, который не хотел бы быть счастливым и успешным.

1. Как вы думаете? Как же стать счастливым и что является ценным для человека? (Обучающимся предлагается ответить на вопрос. Педагог записывает ответы ребят под вопросами в колонках на доске ).

— Ребята, а что же мы вкладываем в само понятие жизнь? (обучающиеся отвечают на вопрос).

— Спасибо за ваши ответы, а сейчас я вам предлагаю раскрыть понятие жизни с помощью кроссворда. На доске вертикально написано слово жизнь, напротив каждой буквы вам необходимо добавить термины и значения, которые характеризуют жизнь во всех ее оттенках. ( Ребята называют значения, педагог дописывает напротив каждой буквы.

Например:

Ж — желания, жалость, жажда жизни;

И — интересы, иллюзии, интерпритации;

З — знания, здоровье, замыслы;

Н — надежда, наивность, ненависть, нужда, напоминание и т.д.

Из нашего кроссворда мы можем сделать вывод, что жизнь очень разнообразна и многогранна, она включает в себя и состоит из множества оттенков. Назовите, пожалуйста, светлые яркие оттенки жизни и темные. (Обучающиеся называют ситуации и их оттенки).(Во время ответов ребят на слайдах демонстрируются люди в различных жизненных ситуациях: веселые, грустные, удивленные и т.д.)

Вы назвали очень разные жизненные ситуации и их оттенки. Очень важно каждому из нас научиться превращать темные оттенки в светлые и определить пути и способы превращения темных оттенков в яркие, светлые ситуации и выделять те моменты, благодаря которым мы становимся интереснее, сильней, успешней.

Основная часть.

2. Мозговой штурм «Как преодолеть жизненные трудности»

Педагог: Я вам хочу зачитать одно очень волнующее для меня письмо. Его написал один парень вашего возраста по имени Костя:

«Мне кажется, что меня вообще никто не понимает, не любит. Я никому не нужен. Дома родители только и говорят „Ты должен“: должен хорошо учиться, помогать по дому, хорошо себя вести, вырасти хорошим человеком, а сами, чуть что: „Не лезь, ты ничего не понимаешь, это тебе еще рано“, а то кричат и ругаются.

Учиться я вообще ходить не хочу: учителя придираются, оценки ставят неправильно, мне неинтересно, я не понимаю, зачем нужны все эти литературы, математики, физики. Одногрупники вообще какие-то — поговорить не с кем. Есть у меня друг, но он теперь не друг, а предатель: я ему рассказал, что мне нравится одна девушка, а он рассказал всем, теперь все надо мной издеваются, и эта девченка тоже издевается. Я вообще не хочу жить, лучше умру. Тогда все они узнают, все они пожалеют, только будет уже поздно».

Я предлагаю вам, ребята, разбиться на 4 группы и обсудить, как помочь Косте в сложившейся ситуации, как поддержать его и помочь найти выход из сложившейся ситуации, как ему свою жизнь превратить в светлые оттенки, сделать интересней и почувствовать себя счастливым.

Пока будет звучать музыка, вы в течение 7-10 минут изложите на бумаге каждая команда свое обращение к Косте (можно с советами, рекомендациями, видением ситуации).

После этого одному или нескольким членам каждой команды предлагается зачитать и раскрыть способы преодоления жизненной ситуации Кости, поддержать его в нестандартной ситуации.

3. Упражнение «Дерево жизни»

Педагог: Ребята, мне очень понравилось, как вы рассуждали и определяли пути преодоления жизненных ситуаций вашего сверстника. Представляете, как будет интересно парню узнать о вашем видении ситуации.

Вы наверно заметили, что у нас в аудитории стоит интересное дерево, но оно пока безжизненно, без лепестков. Дерево оживет тогда, когда каждый из вас напишет на своем листочке, за что он любит эту жизнь, прикрепит его к ветвям дерева, озвучит свою ценность и загадает желание, которое непременно сбудется!

(Ребятам предлагается совершить упражнение)

Педагог: Сейчас у нас получилось пышное, нарядное, полное жизни дерево. Еще издавна люди предавали деревьям большое значение, повязывая на него ленточки, в надежде, что их желание непременно сбудется. Я вам желаю, чтобы ваши мечты непременно сбылись, но помните, что ваш успех и ваше счастье непременно находиться в ваших руках.

Заключительная часть.

4.Обсуждение результатов мероприятия. Рефлексия.

Ребята наше мероприятие подошло к концу. Я предлагаю вам ответить на несколько волнующих вопросов:

— Каким вы себе представляли мероприятие?

— Что вызвало у вас восхищение, грусть, взаимопонимание, раздражение?

— Что нового вы открыли для себя в окружающих людях, родителях, окружающей жизни благодаря мероприятию?

— Что полезного узнали на мероприятии?

— Что выполняли с особым удовольствием?

— От чего вы бы предостерегли своих детей?

А сейчас я хочу вам дать оценочный лист, на котором каждый в строке поставит оценку за наш классный час. (После мероприятия педагог подсчитывает количество пятерок, четверок, троек, двоек).

Список литературы:

1.Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях(предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Метод.рекомендации для специалистов системы образования. — М.: МГППУ, 2006г.

2.Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема// Новые ценности образования, Вып 3.М., 1995.С.18

3.Гриценко Г.Д., Часовская Л.А. Подрастающее поколение как группа риска в современном обществе.- Ставроплль, 2009. — 145с.

4.Клепиков В.Н. Понимание и непонимание в духовно-нравственной жизни человека.// «Воспитание школьников» ?9 2011г. стр 18-21

5.Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л., Смирнов С.Д. Подростки групп риска.- Спб,2009.- 256с.

6.Пособие для учителей. Разработка и реализация индивидуальных комплексных программ сопровождения детей «группы риска». В Рамках областной долгосрочной целевой программы «Профилактика правонарушений в Ростовской области на 2011-2013 годы». Ростов-на-Дону 2013г.

7.Соколова А.В. Навыки жизни .- М,2000г.

8.Тренинг развития жизненных целей. Под редакцией Е.Г.Трошихиной. — Спб.: Речь, 2001г.

9. Ульянова И.В. Внеурочные мероприятия в педагогической концепции «Формирование смысложизненных ориентаций учащихся.// «Воспитание школьников» ?1 2012г. стр. 16-25

10. Юдина А.И. Педагогическое сопровождение социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. автореф. дис.., док. пед. наук. Кемерово — 2006.- 37с.

Приложение 1.

Оценочный лист мероприятия «За что я люблю эту жизнь!»

Уважаемые обучающиеся!

Просим вас оценить данное мероприятие по перечисленным критериям при помощи следующих оценок:

«5» — полностью удовлетворен

«4» — удовлетворен частично

«3» — недостаточно удовлетворен

«2» — неудовлетворен

Критерии оценивания классного часа

Оценка

1.Мероприятие вызвало у меня неподдельный интерес

2.Мероприятие позволило мне выразить собственное мнение по вопросу ценности жизни и разрешения жизненных трудностей

3.Мероприятие является полезным и практичным как для меня, так и для моих сверстников

4.Мероприятие позволило мне приобрести для себя важные знания и умения по волнующей меня теме

5.Мероприятие дало мне возможность узнать жизненную позицию и мнение своих одногрупников